Мы пойдем другим путем
дом общей площадью 300 м2
О своем недавно завершенном проекте рассказывает один из его авторов Гинтаутас Наткявичюс.
S: На чем вы специализируетесь?
- Мы разрабатываем все темы, которые только возможны: частные дома, офисы, магазины… Сейчас проектируем аэропорт в Каунасе, вместе с французскими архитекторами работаем над баскетбольно-концертным комплексом. Нас приглашают в сложных ситуациях, когда нужны нестандартные решения и надо придумать что-то оригинальное, но интегрированное в среду.
S: Если вы строите аэропорты и арены, дома для вас, наверное, проекты низшего порядка?
- Вначале, когда строишь маленькие частные дома, мечтаешь о больших объектах, кажется, что здесь ты наконец-то сможешь развернуться, показать себя, сделать что-то необыкновенное. А потом постепенно приходишь к мысли, что искусство не зависит от величины, дверной замок тоже может быть шедевром.
S: От чего же оно зависит?
- Чтобы сделать в архитектуре настоящее произведение искусства, надо выжать из себя все, что только можно. И обязательно попасть на хорошего заказчика, умного, желательно со средствами, чтобы воплотить его проект, найти хороших строителей.
S: Этот дом характерен для Литвы?
- Хотелось бы так думать. Литва - слишком маленькое государство, чтобы оно могло диктовать моду в сфере архитектуры, когда есть такие известные школы, как голландская, французская, латиноамериканская, японская. Поэтому мы всегда присматриваемся к тому, что делают наши коллеги за границей. Там совсем другая концентрация денежных средств - достаточная для претворения в жизнь амбициозных проектов. Мы смотрим на новейшие европейские достижения, но ищем свой путь, свой ритм работы. Мы никого не копируем, но учимся на лучших примерах.
S: И кто вам ближе?
- Жак Херцог и Пьер де Мерон. Каждый раз они все придумывают заново, ориентируясь на природную среду, историческое окружение, государственную культуру. Каждый раз они ищут новое решение, новые материалы. Такое отношение к архитектуре характерно далеко не для всех. Возьмите того же Франка Герри. В Бильбао он строит так же, как в Москве, а в Москве - так же, как в Чехии. У него есть свой почерк, а у Херцога и де Мерона своего почерка как раз нет, именно поэтому они нам и нравятся.
S: Как возникла идея этого дома?
- К нам пришли люди, очень спокойная пара. Рассказали, что у них есть пустой участок, что они уже работали с другим архитектором, но не достигли взаимопонимания. Тогда мы стали думать, за что можно зацепиться. Этот район застроен домами разной архитектуры, а сам участок пустой - земля, трава. Думали-думали и придумали положить эту траву на стены, на фасады. Разумеется, не настоящую траву. Позвонили одному скульптору, который тоже специализируется на странных объектах, и он придумал для нас бетонный блок с "отпечатком" травы. Вот из 39 таких бетонных блоков мы весь дом и построили. В бетон изначально был добавлен зеленый пигмент, чтобы не красить стены сверху, да и цвет так смотрится глубже. Под блоками металлический каркас, в проемах стекло. Вот и вся идея.
S: Как заказчики отнеслись к этой идее?
- Как всегда - очень спокойно. Они сказали, что идея им кажется интересной, только вот не будет ли дом смотреться слишком просто, как советские многоэтажные дома, которые состояли из таких железобетонных элементов? Мы им ответили, что по своей идее советские дома были хорошими, просто с реализацией им не повезло, и предложили попробовать.
S: Как дом устроен внутри?
- Он получился очень функциональным. На первом этаже находятся гостиная, кухня, кабинет и гараж. Стены в общественной зоне стеклянные. Также мы сделали в крыше большое стеклянное окно. Комнаты на втором этаже - спальню хозяев и две детские - расположили таким образом, чтобы все они были ориентированы на самый хороший вид за окном. Из-за этого пришлось разместить санузлы в середине дома, а свет туда впустили через стеклянную крышу. Интерьер от этого только выиграл.
S: А декор?
- Мне кажется, что интерьер дома делают пространство, хорошие пропорции, окна, проемы, форма перегородок, но ни в коем случае не детали и не декор.
Автор проекта Гинтаутас Наткявичюс: "Интерьер, безусловно, минималистичный. Но этот минимализм не похож на тот, что делают в Японии или Скандинавии. Он литовский - уравновешенный. И деталей здесь ровно столько, чтобы возникло архитектурное электричество"