Мягкий минимализм
частный дом общей площадью 500 м2 Оксана Однолько, Евгений Гибшман
История этого дома обычна и драматична одновременно. Она началась с покупки кирпичной коробки, которая казалась на восемьдесят процентов готовым домом. Однако довольно быстро иллюзии рассеялись, и стало очевидно, что дом не только не отвечает представлениям хозяев о прекрасном, но и совершенно не подходит по практическим соображениям для большой и сложной по структуре семьи
К моменту встречи с архитекторами мастерской "ГИПА" громоздкий остов представлялся хозяевам неразрешимой задачей. И лишь великолепные сосны Николиной Горы убеждали в том, что браться за решение этой задачи стоит. Процесс приближения реальности к мечте превратился для архитекторов и хозяев в долгие совместные поиски.
Постепенно до неузнаваемости преобразился внешний вид: пристройка для бассейна "распластала" куб, сбалансировав соотношение больших объемов; крыльцо с навесом-балконом укрупнило дробленый небольшими окнами фасад. Затем в доме полностью изменилась планировка комнат на всех трех этажах и появился лифт. И еще конюшня.
В доме достаточно традиционный современный интерьер. Если говорить о стиле, его можно определить как мягкий минимализм. Он отражает дух времени и сформировавшийся социальный заказ. Однако этот "холодный" минимализм здесь смягчен и "одомашнен" - то почти классическим камином, то такими деталями-аксессуарами, как вычурные и инфантильные меховые подушки.
Стилистическая цельность интерьера не противоречит тому, что каждое помещение обладает собственным нравом.
Так, первый этаж (гостевая зона) - это анфилада комнат: каминная, столовая и музыкальная гостиная. Неброский, уравновешенный, интерьер первого этажа почти аскетичен в деталях. Спокойная гамма бежевого-кофейного мягко дополнена богатыми цветовыми акцентами - глубокими тонами бордового и вишневого. Многообразная по цвету и сложная по рисунку мраморная мозаика, богатое дерево смиряются графически строгим рисунком, который подчеркивает композиционную ось всего интерьера.
Простым элегантным линиям добавляет остроты ироничное световое решение. Многочисленные светильники-бутылки (модель Bottles, фабрика COPYRIGHT) воспринимаются как артобъекты, выполненные в духе возвращающейся в моду "инженерной эстетики".
Интерьер второго этажа более лаконичен по графической подаче. Здесь строгая цветовая гамма - "светлый верх, темный низ".
Многофункциональный подиум из древнего окаменевшего коралла (доставленный из окрестностей Воронежа) придает своеобразие интерьерному решению.
Пуритански строгой в колористическом отношении гостиной противопоставлены экстравагантные спальня и ванная комната. Насыщенная, чувственная цветовая гамма (красный травертин в ванной и яркая фиолетовая стена в спальне) "укрощаются" благодаря все той же строгости линий. Четко обозначенные вертикаль и горизонталь и минимум плавных линий создают ощущение стилистической цельности всего этажа. Из гостиной второго этажа - выход на огромную прогулочную террасу. Выгодная ориентация на юг обеспечивает солнце на целый день. Здесь театрально демонстрируют себя кипарисы, шезлонги, тенты, подсвеченные дорожки, морская галька и прочие "курортные" радости.
А сам дом выглядит с террасы как бунгало. Кстати, "море" тоже предусмотрено "курортным" сценарием: винтовая лестница в беседке террасы спускается прямо к бассейну.
В этой купальной зоне авторы проекта позволили себе некоторые стилистические отступления от общей темы. В исполнении бассейна легко угадывается влияние конструктивизма. Все - на грани провокации, но все в меру. Намеренная грубость отделки потолка, промышленный дизайн лестницы, четкая графика и выверенные соотношения форм создают облик этого помещения. Кричащий, почти вызывающий цвет бассейна смягчается спокойной естественной гаммой индийского сланца в отделке стен и пола.
В интерьере дома в целом нет ни эксперимента, ни эпатажа, и в этом смысле, пожалуй, его можно назвать характерным для сегодняшнего времени.
По мнению авторов, "несмотря на внутреннюю свободу и интерес к экстравагантным новинкам мирового дизайна, современный заказчик предпочитает любоваться ими в выставочных залах, а не у себя дома". И это во многом определяет сегодняшний "социальный заказ".
Евгений Гибшман:
"Сделать концептуальную вещь, - первоначально об этом не было и речи. Главным было стремление выстроить комфортную среду-компромисс, примирив представления об идеальном доме для четырех поколений. А художественный замысел - это дело профессионализма и честолюбия архитектора"