На берегах Сестры-реки

дом общей площадью 503 м2 под Петербургом Сергей Ерофеев

Дата публикации 26.11.2000

Фото: Петр Лебедев

Текст: Надежда Налимова

Автор проекта: Сергей Ерофеев

Журнал: N8 (86) 2004

Было красивое место недалеко от Финского залива, в излучине реки Сестры, огибающей высокий обрывистый мыс. Был небольшой каменный дом, построенный хозяевами больше десяти лет назад. Заказчики предложили Сергею Ерофееву "подумать, что можно сделать". Размышления Сергея обрели форму концепции, а концепция стала новым домом Концепция Внутри достаточно рациональной и чёткой структуры дома, где приватные помещения размещены на втором этаже, а первый этаж целиком отдан парадной общественной зоне, исключительно важную роль играет момент альтернативы. Человек повсюду волен выбирать между интимным уединением и открытым общением с внешним миром. Такие элементы, как остеклённые стены или "ротонда", перекрытая прозрачным многогранным шатром, активно "впускают" окружающую природу внутрь дома, а самого человека "вытаскивают" из надёжных стен в открытые пространства. Но тут же эти светлые объёмы с прорывами в небо переходят в более низкие и затемнённые помещения с уютной мягкой мебелью и потолками обычной "человеческой" высоты. Такое соседство помимо выбора даёт сложное равновесие противоположностей внутри целого. Среда Сама природа и расположение участка во многом определили характер помещений. "Уже в процессе разборки старого дома мы отмечали, где хорошо будет устроить остеклённую стену или веранду, открывающую вид на реку, а где уютный кабинет или спальню", - вспоминает Сергей Ерофеев. В зависимости от времени дня в доме "появляются" разные комфортные уголки. Одно из таких мест - терраса на крыше бассейна, расположенного в цокольном этаже старого флигеля. В плоском перекрытии бассейна "пробит" световой фонарь, а сверху его закрыли ещё одним стеклянным шатром. В вечернее и ночное время, когда в помещении бассейна горит свет, эта прозрачная пирамида воспринимается как огромный светильник, установленный на крыше-террасе. Материал Конечно, в загородном доме предпочтение отдавалось натуральным материалам, однако эта "натуральность" не была самоцелью, камнем преткновения. "Где-то мы отталкивались от конкретно-тактильных ощущений, - говорит архитектор. - Например, как должно быть приятно ходить босиком по дощатому полу или по плоской шершавой гальке. Хотя иногда мы отказывались от природных материалов. Так, в холле первого этажа изначально полы планировались каменные, но в процессе проектирования стало ясно, что камень (материал активно воздействующий) будет только отвлекать от главного - пространства дома и окружающей его природы. Поэтому положили нейтральную однотонную керамическую плитку. Однако важнее всего была игра фактуры, её изменчивость. Мы использовали разные типы декоративной штукатурки, дающей песчаную или просто шероховатую поверхность. На расстоянии или, скажем, при вечернем освещении такие стены кажутся гладкими, нейтральными. Но если смотреть на них с близкого расстояния, обнаруживается "живая" текстура: песчинки, неровности. В этом тоже своего рода выбор и свобода визуальных впечатлений". Сергей Ерофеев: "В этом загородном доме мы не стремились обыгрывать фольклорные "деревенские" мотивы. Напротив, большая часть интерьеров решена в современном ключе. Не декорация, а разнообразие пространств стало главной темой проекта".