На Цветном
новый ресторан «Грабли»
Новый ресторан «Грабли» располагается в здании с богатой историей. Оно было построено в 1881 году для экспозиции панорамы «Штурм Плевны», затем там открылся цирк знаменитых братьев Никитиных. В 1887 году помещение цирка выкупил Альберт Саламонский и устроил в нем манеж для верховой езды. В советские времена это уже был всем известный кинотеатр «Мир». «Учитывая интересную историю самого здания, мне захотелось использовать тему цирка, который когда-то здесь был, - рассказывает автор проекта Алена Табакова. - Поэтому колонны я задекорировала под афишные тумбы. Повесила старинные цирковые плакаты и рисунки. Центральный купол над баром имитирует разноцветный купол цирка-шапито. Кроме того, мне хотелось создать здесь что-то похожее на уличное европейское кафе 30-х годов прошлого века или открытую торговую галерею-пассаж, которые обычно примыкают к фасадам зданий многих европейских столиц. Так родился образ беседки-оранжереи с резными фронтонами и кессонированным потолком. При том что окон в ресторане нет, создается впечатление, что вы находитесь в кафе на городской площади перед цирком-шапито».
Адрес: г. Москва, Цветной б-р, д. 11, стр. 2, КЦ «Мир»
Оксана Кашенко: Дизайном всех Ваших ресторанов занималась Алена Табакова. Вы с ней давно, наверное, сотрудничаете?
Роман Рожниковский: Со времен «Ностальжи». Мы с ней сделали первую в городе и, наверное, в стране дизайнерскую туалетную комнату в ресторане. Потом первый в городе архитектурно решенный винный погреб. Затем мы перешли к созданию «Шатра», и пошло-поехало...
О.К.: По опыту работы в журнале я знаю, как тяжело найти «своего» архитектора. С другой стороны, если такой архитектор находится, то с ним потом делают 7-8-9 проектов...
Р.Р.: До Алены я поработал с разными архитекторами и однажды понял, что на самом деле всю «любовь - нелюбовь» определяют всего лишь несколько факторов. Безусловно, должно быть совпадение стандартов прекрасного. Они у всех разные, и время на споры терять не хочется. Далее, архитектор должен быть талантлив и опытен. Но самое главное - у него должна быть ответственность за проект. Ресторан - это бизнес. Здесь нельзя нарисовать эскизы и исчезнуть. Нужно все нарисованное и придуманное еще и реализовать, причем в жесткие сроки и в определенном бюджете. Тут надо и материалы подобрать, и поставщиков мебели, найти мастерские, где изготовят вещи по нашим проектам. В этих вопросах Алена Табакова - исключительный профессионал. Она, как заботливая мать, не бросает своих детей, даже когда они выросли. То есть когда ресторан открылся, она все равно продолжает приглядывать за его дизайном.
О.К.: Вы говорили о совпадении эстетических вкусов. Но практически все Ваши рестораны сделаны в разных стилях.
Р.Р.: Да, потому что мы не стоим на месте, мы меняемся. Рождаются новые образы... На интерьер оказывают влияние и сами здания. К примеру, здесь мы развили цирковую тему, потому что ресторан расположен в здании старого цирка. Скажу одну поразительную вещь: как правило, все наши клиенты привыкают к какому-то одному ресторану и его считают самым лучшим. Если первый раз пришли к нам на «Алексеевской», то лучший ресторан для них будет алексеевский, если на «Тульской», то тульский.
О.К.: Расскажите о своих самых больших дизайнерских находках. Ведь все Ваши рестораны разные...
Р.Р.: Первым был создан ресторан на «Алексеевской». Когда мы его делали, то представляли себе, как в хмурый день ты видишь серые московские дома и скучаешь по даче, по летнему солнцу... Я вспоминал ВДНХ советского времени, парк «Сокольники»... Так и возникли в ресторане садово- парковая мебель, зелень и общая атмосфера загорода.
Народ это увидел и оценил. Следующий ресторан был на Пятницкой. Для меня это был чрезвычайно сложный опыт, потому как там ресторан располагается аж на трех этажах! Там мы продолжили садово-парковую тему, но подчеркнули ее красивыми «старинными» аксессуарами - тканями с классическим рисунком, литыми лестницами, потертыми фактурами. Есть здесь и настоящие раритеты - антикварные водокачка и кухонная утварь.
О.К.: Много дизайнерских выставок посещаете?
Р.Р.: Иногда пропускаю, конечно. Но обычно и в Милан, и в Париж езжу. Это такой драйв - смотреть новые тенденции, ощущать буквально, что есть дизайн!
О.К.: Говорят, что Вы очень любите покупать антиквариат...
Р.Р.: Да. И часть из него с успехом выставляется в ресторанах. Практически в каждом есть что-то антикварное. Здесь вот - настоящие раритетные цирковые афиши.
О.К.: Алена Табакова рассказывала, что со строительством ресторана в этом помещении были большие сложности...
Р.Р.: Да, пришлось непросто. Здание очень старое, невозможно было подвести электричество так, как хотелось бы, но мы эту проблему решили, используя энергосберегающие лампы и другие хитрости. Ну и, конечно, с отсутствием дневного света тоже пришлось побороться.
О.К.: Даже сразу и не скажешь, что у вас здесь его нет. Кажется, что сидишь вообще на открытом воздухе в галерее...
Р.Р.: Я рад, что нам удалось добиться такого эффекта. Здесь необычно все: от уникального, но очень сложного помещения до специальных клумб-светильников и собственно раздаточной зоны, которая сделана тоже в духе старинной ярмарки, цирка. Практически все, что вы видите, делалось специально, на заказ, по Алениным чертежам.
О.К.: Говорят, что Вы в оформление каждого своего ресторана вкладывали по миллиону долларов...
Р.Р.: Я люблю теплые интерьеры, честные, добротные, обжитые образы. Создать их можно только путем серьезных капиталовложений. Это объективно дорого.
О.К.: Традиционный вопрос рубрики: что для Вас роскошь?
Р.Р.: Нематериальная роскошь - отдых. Мы работаем, чтобы правильно отдыхать.