На Финском заливе
банный комплекс (200 м2) с русской баней Сергей Рогулев
В живописных окрестностях Финского залива появилось великолепное сооружение из стекла и камня, отдаленно напоминающее об органической архитектуре Фрэнка Ллойда Райта. Апартаменты являют собой архитектурно-философский оксюморон: это банный комплекс с русской баней, но в неожиданно новаторском исполнении
SALON: Сергей, как начинался этот необычный проект?
- Достаточно традиционно. Заказчик, очарованный поэзией этих мест, решил здесь обосноваться, построить дом.
S: И что же, он начал с бани?
- Если по порядку, то он сначала построил деревянный дом. Затем появилась баня, если можно так назвать основательное сооружение из стекла, дерева и бетона.
S: Что сказал заказчик по поводу такого радикализма?
- Он к этому был внутренне готов.
S: Вы уже имели опыт строительства бань?
- Да, конечно. И кроме того, заказчик с готовностью воспринял мое предложение сделать нестандартную баню, то есть максимально отойти от банального образа "VIP-бани" в римском стиле, и в то же время предполагаемые размеры изначально исключали традиционную деревянную избушку.
S: То есть, вырабатывая стилистическую стратегию, Вы строили ее от противного?
- Совершенно верно. Я четко представлял, чего я не хочу, как и мой заказчик. Кстати, он человек прогрессивный, молодой и по-хорошему амбициозный. И добавлю, большую роль для меня сыграл его нестандартный взгляд на многие вещи. Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что стеклянную стену в парной (что или нонсенс, или революционное новшество для русской бани) предложил хозяин. В русской бане ведь так не принято: обычно это маленькое оконце. Вот вам пример позитивного вмешательства заказчика в архитектурный процесс.
S: А еще?
- Заказчик предложил соединить собственно банную (традиционно "мокрую") зону с зоной гостиной ("сухой" зоной) при помощи большого проема и стеклянной перегородки. Я-то планировал постепенный переход из одной зоны в другую, от одного состояния к другому, а он задал иной "темп" пространству банного комплекса.
S: Не кажется ли Вам, что этот темп соответствует такому экстремальному удовольствию, как русская баня?
- Да, действительно, здесь можно провести определенные параллели: быстрота и экстрим - родственные категории. И я согласен, что русская баня всегда была экстремальным удовольствием: сначала ты сидишь в парилке, где температура 100 градусов, потом окатываешься ледяной водой или купаешься в снегу, потом опять паришься...
S: Похоже, русская баня Вам глубоко симпатична?
- Да, я вложил в этот проект всю свою любовь к русской бане.
S: Не считаете ли Вы, что с точки зрения географической достоверности здесь, вблизи Финского залива, органично бы смотрелась финская баня?
- С точки зрения пользы и соответствия национальному характеру - лучше русская. Хотя, на мой взгляд, бревенчатая архитектура в современной интерпретации становится банальной. Почему если это баня или загородный дом, то обязательно из деревянного конструктора? Будущее за fusion: архитекторы будут больше экспериментировать со стилями, микшировать разные материалы...
S: Но как же ему удалось убедить Вас?
- Я понимал, что предельно открытыми могут быть, допустим, зимний сад или гостиная, но парная... Однако он убедительно доказал мне, что в его понимании парная может выполнять одну из функций гостиной: конечно, не в смысле приема гостей как такового, а создания ощущения особой "репрезентативности". Парилка ведь для русской бани - это то же, что бассейн в римской: мы не только паримся, но и получаем удовольствие от общения.
S: То есть банный комплекс получился новаторским благодаря творческому сотрудничеству с заказчиком?
- Да, конечно. Но в то же время здесь много традиционного. Например, я использовал природные материалы: камень, дерево, сочетая их с металлом грубой обработки в стиле low-tech (противоположность high-tech). Столкновение материалов, а также рисунок конструкций, например, потолка, могут показаться брутальными, но это моя концепция природной темы, отсылающая к тем временам, когда мужчина был охотником.
S: Как отнеслись члены семьи хозяина к такой "мужественной" трактовке интерьера?
- Они доверяют вкусу главы семьи. К тому же, следуя логике столкновения противоположностей, я наполнил помещения простой и изящной дизайнерской мебелью.
S: Столкновение противоположностей - это только архитектурно-декораторский прием или нечто большее?
- В рамках этого банного комплекса - целая философия.
Дихотомия стихий и пространства. Огонь и вода, жар и холод, стекло и металл, дерево и камень - все это находит отражение и в конструкциях, и в цветовой гамме, сдержанной, но не однообразной. И даже в способах отделки природных материалов заложена игра противоположностей: например, я использовал и грубо обработанный камень, и сделал традиционный "реверанс" в сторону полированного средиземноморского песчаника...
S: Вы забыли упомянуть пару "прошлое и настоящее"?
- Это не пара, а триада, она включает еще и будущее. А оно покажет, насколько я был прав.
Сергей Рогулев:
"Стиль банного комплекса, построенного в Разливе, я бы определил так: брутальность в духе минимализма. По-моему, он вполне соответствует идее русской бани, ее экстремальным удовольствиям. Я хотел сделать именно русскую баню, радикально отличающуюся от псевдоримских банных апартаментов, и в то же время уйти от образа деревянной избушки. Надеюсь, что эту задачу я выполнил".