На нижней 'палубе' - веселье

квартира площадью 186 м2 в Санкт-Петербурге Сергей Ерофеев

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Василий Лифанов

Автор проекта: Сергей Ерофеев
Олег Федоров

Журнал: N1 (35) 2000

Из разговора с архитекторами - Какой образ жизни ведут хозяева? - Они - люди коммуникабельные, веселые, у них много друзей, которые часто заходят в гости. Отсюда задача создания в квартире единого пространства для общения. Под это мы отвели весь первый этаж. Здесь находятся гостиная, кухня, столовая, мини-кабинет. Спальню же хозяев, хозяйский санузел и комнатку для гостей разместили наверху, на мансардном уровне. - А особые пожелания были? - Относительно стиля - нет: нам доверяли. С хозяевами мы знакомы давно, они видели наши прошлые работы, им кое-что нравилось. Сразу договорились, что квартира будет отражать их образ жизни, а также наши архитектурные предпочтения. Иными словами, будет современной, легкой, веселой, живой и вовсе не строгой - для жизни. Требования хозяев касались только функциональной стороны интерьера. "Особое" пожелание было высказано лишь относительно ванной комнаты и сауны - эти помещения должны были находиться в районе кухни-гостиной-столовой. Мы не возражали: площадь квартиры все равно не позволяла оборудовать отдельный банно-развлекательный комплекс. Поэтому ванная комната и сауна подаются как частички общего "тусовочного" пространства. - Из каких принципов вы исходили, проектируя квартиру? - Прежде всего, экономили деньги заказчика. На наш взгляд, хорошее проектирование - это когда что-то делается быстро, с малой себестоимостью, а выглядит дорого. Некоторые элементы интерьера решили изготавливать сами. "Квартира-краса" Хозяева грамотно подошли к вопросу покупки квартиры: они подыскали несколько вариантов и позвали архитекторов "на смотрины". В результате была выбрана настоящая красавица! Во-первых, квартира эта "живет" в новом доме, с новыми коммуникациями, перекрытиями и конструкцией, позволяющей делать перепланировку. Во-вторых, сам дом расположен в хорошем месте: неподалеку - Исакий и канал Грибоедова. В-третьих, у квартиры удачная пространственная ориентация: практически весь световой день ее наполняет солнце. А еще благодаря мансарде у квартиры появилась возможность стать двухуровневой. Что позволило естественным образом разнести в пространстве общественную и жилую половины и дало выход на крышу. А за витринами прихожей... Архитектоника пространства сложна, красива и развивается по всем канонам жанра. Открыв дверь, упираешься взглядом в великолепный черный встроенный шкаф с прозрачными дверцами-витринами. Мгновенно понимаешь: раздеваться - сюда. Затем оглядываешься. Но не абы как оглядываешься, а следуя траектории, заданной архитекторами, режиссерами пространства. Взгляд едва успевает отметить оптимистичный желтый цвет стен, контрастный черным линиям шкафа, как внимание перехватывают плавные белые дуги лестничного марша. И "в такт" ломаному силуэту перил возносят под скат крыши. Оттолкнувшись от вершины угла, образованного крышей и стеной (а это - прямо над нами), взгляд пружинисто возвращается вдоль ограждения "капитанского мостика" и по спирали светильника длинно соскальзывает вниз, к нашим ногам. И тут мы замечаем перед собой округлую колонну, делящую пополам некий проем. И почему-то понимаем: нам теперь - туда. Архитекторы грамотно используют законы человеческой природы. Сначала они дали нам возможность изучить-обежать взглядом прихожую. Но вот первое любопытство удовлетворено, и пространственный сюжет квартиры предлагает пройти в гостиную - навстречу потокам света, льющимся из окна (или камина). Так не будем же этому сопротивляться! Идеи и темы Впечатление цельности пространства общественной части квартиры достигается: единым центром композиции (камин); сквозными, переходящими из зоны в зону мотивами декора (оконные ширмы, росписи на потолке); "забеганием" цвета с одних плоскостей на другие; "рифмами" объемно-пластических решений - диалогами прямых и выгнутых линий и спорами квадратов с окружностями; дизайнерскими "рефренами" - расположенными друг напротив друга схожими элементами (шкафы, двери, светильнички) и т. д. В общественной части квартиры реализована и еще одна идея - идея подвижности интерьера, его трансформизма. Иллюстрирует эти положения разработанная архитекторами система многослойных тканевых ширм на окнах. Что функционально, мобильно, красиво - как в картинной галерее. Кстати сказать, несмотря на дорогие материалы (ткань, рамы, направляющие), эта система все равно обошлась заказчикам раз в пять дешевле, чем если бы они воспользовались классическими шторами. Как вы думаете, почему? "Общественные места" квартиры Миновав колонну и переступив нетривиальный мозаичный порожек, мы сменяем плитку прихожей на паркет гостиной. Зону гостиной обозначают: телевизор, колонки, полукруглый диван, квадратный столик, открытый камин с цилиндрическим "телом" и квадратным основанием, круг фальшпотолка, подсвеченного неоном. На потолке - голубоватая пастельная роспись "а ля счастливое детство в московском метрополитене" (вот - кошка хозяев, вставшая на дыбки, вот - обведенная флюоресцентной краской порхающая бабочка, которая светится в полумраке, вот - четыре ракушки). Так в интерьер вводятся символы из детства, и градус серьезности нашего восприятия понижается. Исправно работающий камин гармонизирует по вечерам ощущения сидящих на диване людей. У них "хором" возникают мечты, воспоминания и мысли о шашлыке (камин так уже использовали). Сидя на диване, можно оглянуться назад, в сторону прихожей. И тогда мы увидим на потолке необычный бумажный светильник: желто-красные плоскости развернуты странным веером. Это - очередное авторское изделие. Придумался светильник за час, изготовился - за день. За диваном - граница зоны гостиной: черный авторский шкаф-перегородка со сдвигающейся дверью. Он не только имеет элегантный силуэт, но еще и очень функционален: в каркасе скрытно существуют провода аудиовидеоаппаратуры. Сквозь стеклянные ячейки полок просматривается мини-кабинет. Видно, что там интересно. У противоположной стены столовой - дизайнерское "эхо": другой шкаф, покупной. Зона столовой: плиточный пол, стол, стулья, объемный светильник-"корабль", подсвеченный прямоугольник фальшпотолка. На потолке - роспись: одни мальчики (игривые) бегают за девочкой и друг за дружкой, а другие мальчики (злые) выщипывают перья у страуса; кошка тянется лапкой к птичке и т. д. Прототипом этих сюжетов, по словам архитекторов, послужила картина, виденная в Эрмитаже. Теперь о светильнике-"корабле". Он дает декоративный свет (подсвечивая бумажный объем изнутри) и свет функциональный (внизу, в деревянной шайбе - галогенка, которая освещает стол). С точки зрения интерьера, светильник объединяет вокруг себя зону столовой, гармонизирует ощущение высоты помещения (когда люди сидят, у них меняется масштабность восприятия) и закрывает собой пластмассовый кондиционер от любопытных взглядов из гостиной. Родился светильник так: заказчик как-то заехал в один модный салон и увидел там настоящий китайский фонарик из рисовой бумаги и соломки, очень дорогой. Хозяин загорелся. Архитекторы же посоветовали ему благоразумно остыть и предложили сделать за 1/4 тех денег, которые он готов потратить, другую вещь, не хуже. И сделали. "Корабль" имеет сварной стальной каркас, который обтянут бумагой. Вся кухонная мебель изготовлена в родных пенатах. Да, да, в это сложно поверить, но в России можно сейчас многое себе позволить! Эта кухня - абсолютно стильная. И на 100% вписана в пространственные параметры и стилистику помещения. Горизонтальная графичная композиция кухонного фронта, пустые пока стеклянные полки (хозяевам их еще предстоит заставить), "вкусные" авторские настенные светильнички-акценты с архаичными мотивами отражателей. И - передвижной центральный блок, тяжеленный, как крейсер, который способен "становиться на рейд" под разными углами. В мини-кабинете можно символически уединиться. Символически - потому что тебя все равно видно и слышно из гостиной, столовой и кухни (шкаф-перегородка прозрачен и нарочно не доходит