На стыке классики и модерна
дом общей площадью 1000 м2 в Подмосковье
Наверное, каждый современный архитектор понимает эстетику райтовского модерна по-своему, однако существуют дизайнерские константы, не вызывающие разночтений. Например, связь интерьера с окружающей средой и стремление сделать внутреннее пространство дома частью этой среды. Подобное решение особенно актуально для построек, расположенных за городом, где господствует величественный природный ландшафт. В городе же среда слишком провокационная и неоднородная. Один из авторов проекта подмосковного особняка архитектор Валерия Павлова убеждена, что композиционная, пространственная и образная связь интерьера с ландшафтом - одна из самых любопытных особенностей этой работы. «Наше стремление объединить интерьер и экстерьер, смешать их прочитывается очень отчетливо, - рассказывает Валерия. - Дом имеет пространственное развитие в горизонтальной плоскости, что наилучшим образом соответствует природному окружению. Кровельные свесы только подчеркивают приземистость, основательность, привязку к рельефу. Большие окна, значительная площадь остекления позволили нам «впустить» свет в помещения. А дальше уже началась работа внутри - с отделочными материалами».
Объемно-пространственное и планировочные решения сближают этот объект с образцами усадебной архитектуры. Очевидно, что входная группа с портиком и балконом, площадка перед главным фасадом, да и сам главный фасад - дань традициям. Особняк состоит из центрального объема и двух непараллельных одноуровневых крыльев, формирующих внутренний двор. Планировка первого этажа подчинена архитектурным особенностям здания. Из просторного фойе есть три выхода: налево - в гостиную, направо - в столовую, связанную с кухней, и прямо - в лестничный холл. Парадная зона отсечена от приватной широким коридором. В одном крыле запланированы гараж, веранда и гостевые комнаты, а в другом - домашний кинотеатр и бассейн с сопутствующими и техническими помещениями. На втором этаже находятся спальни хозяев с ванными комнатами и гардеробными. Еще выше - мансарда, которая тоже используется как гостевые апартаменты.
«Первоначально заказчик хотел построить своего рода средиземноморскую виллу с уклоном в классику, однако в итоге мы остановились на компромиссном варианте, - вспоминает архитектор. - В дизайне интерьера легко различимы стилистические элементы ар-деко - полупрозрачные и прозрачные перегородки из простого и фактурного стекла, потолочные витражи из цветного стекла с растительным орнаментом, графичный узор из регулярных полосок на камине, отделка из полудрагоценного камня, ручная роспись».
Конечно, в интерьере можно обнаружить приметы и других стилей. Например, кабинет отделен от коридора панелью из закаленного стекла с полированными металлическими креплениями. Точно такую же перегородку сделали в одной из детских комнат.
Изящество и глубина дизайна наиболее остро чувствуются, что называется, на «противоходе», проявляются в контрастной гамме. Архитектор Валерия Павлова говорит об этом так: «К главному входу особняка ведут четыре ступени, то есть фасад как бы поднят над землей. Это чисто традиционная, классическая черта. А задний фасад (со стороны двора) стоит вровень с ландшафтом. Как видите, единство противоположностей проявляется даже в деталях».
Валерия Павлова: «Гармония прошлого и современного» - так мы назвали свой проект. Мы, как авторы, ставили перед собой цель создать комфортное, полноценное в функциональном отношении, современное жилище с учетом архитектурных и дизайнерских традиций прошлого. Таким образом, работа эта находится на стыке классики и модерна»