Начало века

загородный дом общей площадью 644 м2 в Подмосковье

Дата публикации 12.09.2011

Фото: Кирилл Овчинников

Текст: Марина Волкова

Стилист: Ольга Рослова

Автор проекта: Кирилл Городов
Георгий Пряничников

Журнал: N6 (161) 2011

Архитекторы из бюро «Артель» построили в Подмосковье особняк в стиле русский модерн, в его современной интерпретации

Заказчик этого объекта хотел, чтобы экстерьер и интерьер особняка были решены в духе русского, а точнее, московского модерна. Тем более что само место, где находится дом, имеет богатую культурную историю. На здешних дачах отдыхали Исаак Левитан, Андрей Белый и многие известные театральные деятели того времени. Заказчик хотел получить «дом с историей», но был против сухой музейной атмосферы. Архитекторы бюро «АРТЕЛЬ» предложили ему проект - вариацию на тему московского модерна, основанный на традиции, но интерпретирующий ее в современном ключе.

Трехэтажный особняк имеет два входа и пронизан по вертикали трехсветным атриумом с зенитным фонарем, расположенным на эксплуатируемой кровле. Главный вход, со стороны подъезда к дому, оформлен массивной циркульной аркой, над которой поместили композицию «Сосны», исполненную в технике граффито. Это нечто среднее между фреской и тонким барельефом: на многослойной штукатурке «по-сырому», посредством прорезания слоев, прорисовывается изображение. В этом панно использованы растительные мотивы, отсылающие к стилистике модерна, венскому ар-нуво и творчеству Густава Климта. Фасад также украшен поясом из золотой мозаики и разноцветными майоликовыми рельефами с растительным орнаментом. Мастера-керамисты изобразили на них кроны деревьев, перекликающиеся с естественным окружением дома - корабельными соснами. Архитекторы, максимально используя остекление, также решили его в традициях модерна: в ключевых зонах в стеклопакет вмонтированы перегородчатые витражи из цельноокрашенного стекла с флористическим рисунком.

Кирилл Городов, один из авторов проекта, говорит, что интерьер особняка был задуман как сложносочиненный, тщательно прорабатывались, именно отрисовывались все детали. К концу работы накопилось два тома одних только эскизов. Гипсовая лепнина, все двери, порталы, библиотека и внутренняя лестница в доме выполнялись мастерами по авторским эскизам и получились многослойными, с тонким декором и пластикой - как раз такими и украшали особняки в начале XX века. В то же время ограждение второго света на втором этаже сделано из прозрачного триплекса. На вопрос о том, как этот современный материал вписывается в эстетику стиля модерн, архитекторы отвечают, что им хотелось отдать дань традиции и вместе с тем показать, что живем мы уже в XXI веке.

Поэтому и мебель подобрали в основном современную, чтобы не перегружать интерьер. Хотя есть и немного антиквариата. Так, на эксплуатируемую крышу с дощатым настилом ведет витая чугунная лестница, сделанная в Германии в конце XIX века, а в хозяйской спальне стоит небольшая французская печь того же времени. Кстати, до сих пор прекрасно работает. И реплика витража Рене Лалика «Наяды». Она украшает холл первого этажа. Словом, модерн здесь во всем, но подан он ненавязчиво. Этого и добивались архитекторы.

Георгий Пряничников: «В этом проекте мы старались избежать прямого цитирования. Это интерьер - по мотивам московского модерна. Мы стремились использовать синтез искусств, материалов и техник, характерных для этого стиля, - майолику и перегородчатые витражи, живопись, а также растительные и природные орнаменты, популярные в модерне. Было создано множество эскизов, прорисовывалась каждая деталь»