Надежда Чернигова
Декоратор Надежда Чернигова: "Любой интерьер не чужд театральности, однако декораторская игра должна быть тонкой и выверенной"
Декоратор Надежда Чернигова виртуозно творит в разных жанрах, будь то стиль Людовика XV в частных апартаментах в Париже, английская готика в подмосковном особняке или восточная экзотика в московской квартире
SALON: Вы известны как декоратор, работающий в жанре, который условно можно обозначить как "классика". Каковы сегодня возможности этого стилистического направления?
- Они поистине огромные. Как Вы справедливо заметили, "классика" сегодня - понятие условное. На самом деле это наш современный взгляд на искусство античности, ренессанса, барокко, ампира, etc. Я, например, люблю эпохи Людовика XVI, Директории. Но это не значит, что я ими ограничиваюсь. "Классика" многообразна, она дает исключительные возможности для декораторской игры с разными эпохами.
S: Например?
- Например, это моя интерпретация стиля Людовика XV в парижском особняке, который я декорировала для наших соотечественников. Или, наоборот, дом в Подмосковье, четыре этажа которого оформлены в разных стилях, начиная с условной готики и заканчивая столь же условным ампиром. Смешение в едином пространстве дома разных стилей было оправданным, так как, во-первых, акцентировало поэтажное зонирование помещений, а во-вторых, помогло создать свое особое настроение.
S: Как возникла идея замка?
- Ex libris (из книг), из рыцарских романов; родилась от ощущения природной среды (это хороший лесной участок, на котором практически не видно соседей). И если внешне дом - это условный европейский (и стилистически нейтральный) замок, то внутри царит даже несколько брутальная рыцарская готика. Я придумала много красивых вещей: своды и порталы, витражи, резное дерево с эффектом старения. Мебель подобрала эпохи Тюдоров XVI - нач. XVII века. Во Франции, где в это время царствовал Людовик XIII, стиль того времени изысканный, более проработанный детально, а в Англии он тяжелый, мощный, великолепно подходящий с точки зрения воплощения идеи рыцарского замка. Практически вся мебель сделана из знаменитого английского мореного дуба. Мне очень нравятся такие вещи в загородном доме. Зима длинная, за окном снег лежит, а в залах - мебель добротная и теплая. К ней невольно проявляешь почти родственные чувства. Надо сказать, что мне все-таки не хотелось уходить в стиль эпохи Тюдоров, в историзм, не хотелось забывать, что в этом доме должна присутствовать некая ирония, "играющее" пространство.
S: Какими средствами Вам удалось этого добиться?
- Я ввела элемент эклектики. Известно, что в период готики мебели не было как таковой, ее заменяли лавки, сундуки. Я же помимо мебельных римейков XVI-XVII веков обогащала пространство предметами современной мебели. Яркий пример - глубокие и широкие диваны. Так задумано, что на них можно развалиться (а не присесть в кринолинах). Белые пятна диванов оживляют пространство, решенное в насыщенных бордовых, охристых, зеленых цветах. Библиотека на галерее двусветного пространства играет роль малой гостиной. На втором этаже - апартаменты хозяев, оформленные в стиле, близком к стилю ампир, и - в другом крыле - апартаменты родителей. На третьем расположены гостевые и детские спальни, на четвертом - бильярдная и домашний кинотеатр. Они декорированы в современном стиле с отдельными репликами ар нуво, ар деко. И в этом есть правда жизни, поскольку и в реальных, непридуманных старинных европейских резиденциях часто царит эклектика. Допустим, у дома появился новый хозяин и оформил гостиную в новом стиле, а столовая осталась дедовская. И нередко случается так, что именно такой - живой и эклектичный - дом производит впечатление "правильного", теплого дома.