Наряду с природой
дом общей площадью 395 м2
Айдас Калинаускас: «Проект уложился в заветную схему, которая, наверное, пришлась бы по душе любому архитектору: хороший заказчик—нормальная архитектура—приятная творческая работа. В лице заказчика мы встретили своего единомышленника, и это огромный плюс. С самого начала с его стороны была такая установка: сделайте логично, просто и максимально функционально. Так и получилось»
Неяркая, но проникающая в душу красота хвойного леса, устремившего в небеса охряные стволы; молчаливое спокойствие равнинной реки, несущей вдаль прохладные воды; бесконечное полотно сочных лужаек в обрамлении густо–зелёного купеня—вот тот природный фон, который помогает лучше понять эту архитектуру. «Здесь очень красиво. В таком месте никак нельзя было построить плохой дом»,—кратко и недвусмысленно поясняют авторы проекта. Очевидно, именно поэтому они с большим воодушевлением взялись за работу и спроектировали композиционно объединённые объёмы: коттедж площадью около 400 квадратных метров и гараж–навес, образующие просторный внутренний двор. За гаражом находится зона активного отдыха, включающая теннисный корт. Ближе к реке запланирована так называемая зона пассивного отдыха—пространство для неспешных бесед, дружеского общения или уединённых размышлений. По словам авторов, форма жилого здания традиционна, архетипична.
Постройка лишена архитектурных излишеств, крикливых или провокационных деталей. Это железобетонный объём, отделанный снаружи «ржавеющей нержавейкой»—пластинами стали COR–TEN. Их цвет практически соответствует бурому оттенку сосновой коры, а вертикальное членение фасада имитирует природную «ритмическую организацию» леса. Дом крепко стоит на бетонных сваях и ростверке, символизируя собой самодостаточность и независимость. Значительные площади остекления словно бы размывают границу между внутренним пространством и окружающей средой.
В планировочном отношении главный объём делится на жилой блок и двусветный бассейн с металлическим каркасом. На первом этаже жилого блока запроектирована большая гостиная с функцией столовой, а на втором этаже располагаются спальни и ванные комнаты. Концепция дизайна интерьера тяготеет к минимализму, в границах одного помещения сочетаются такие материалы, как природный камень, чистый железобетон, украшенный застывшим рельефом опалубки, натуральный дуб, чёрная промышленная сталь, стекло. И только в некоторых комнатах на втором этаже используется декоративная роспись стен в стиле граффити. Авторы утверждают, что главный плюс проекта—полное взаимопонимание с владельцем, человеком прогрессивным и склонным к экспериментам. «Мы славно поработали,—резюмируют архитекторы.—Больше бы таких заказчиков—больше было бы примеров справедливой архитектуры вокруг нас».