Наше место
Резиденция посла Российской Федерации в Великобритании
Послу Российской Федерации в Великобритании можно только позавидовать. По долгу службы ему приходится не только проводить время в одном из самых замечательных городов мира, где современность удивительным образом сочетается с историей, а порядок кажется органичным продолжением хаоса, но и жить в одном из самых прекрасных лондонских особняков
Самое лучшее место в Лондоне вовсе не Вестминстерское аббатство, не набережная Темзы и даже не Букингемский дворец. Самое лучшее место в Лондоне - это Кенсингтонские сады. Цветники, живописные водоёмы, множество аллей и тропинок - здесь не хочется делать лишних движений. У туриста с безусловным рефлексом посещения обязательного списка достопримечательностей на прогулки по Кенсингтонским садам времени просто не хватает. Если уж гулять, то с пользой. По Гайд-парку, например: про него-то непременно спросят - стыдно было бы не посетить. Впрочем, и те, кто доходят до Кенсингтонских садов, совершенно теряются среди холмов, цветников и лужаек.
На западе сады Кенсингтонского дворца заканчиваются одноимённой улицей - Kensington's Palace Gardens. Её название напоминает о том, что до 1841 года земли, на которых сегодня находится Kensington's Palace Gardens Street, были частью владений Кенсингтонского дворца. Зелень деревьев, ухоженные лужайки, викторианские особняки - сегодня в этой части Лондона всё выглядит точно так же, как и сто лет назад. Здесь, на Кенстингтон Палас Гарденс, в доме под номером 13, располагается резиденция посла Российской Федерации. В XIX веке этот особняк был всем известен как Харрингтон Хаус - по имени своего основателя Лестера Фицджеральда Чарльза Стенхоупа, пятого графа Харрингтона. Пятый граф Харрингтон был личностью весьма яркой, современникам он больше всего запомнился тем, что в 20-е годы XIX века вместе с Байроном отправился отстаивать независимость Греции. Его портрет кисти знаменитого Рейнольдса до сих пор сохранился в доме 13 по Кенсингтон Палас Гарденс.
В 1852 году, когда был построен Харрингтон Хаус, неоготика в тюдоровском варианте и ампир на английский лад владели умами подданных королевы Виктории. Дом отвечал требованиям моды той эпохи. Многочисленные черты внутреннего убранства - лепные фризы, карнизы, пилястры с тщательно выполненными каннелюрами - напоминают о том, что волна интереса к римско-греческой классике, породившая стиль Регентства, ещё не пошла на убыль. В то время как внешний вид дома - заострённые линии, довольно узкие окна, облицовка светлым камнем - свидетельствует об увлечении тюдоровской готикой.
Род Харрингтонов владел домом вплоть до Первой мировой войны. Затем здесь сменилось несколько владельцев, последний из которых в 1932 году согласился сдать особняк советскому правительству. Сначала дом использовался в качестве собственно посольства, но затем количество служащих увеличилось настолько, что посольству отвели другой особняк на той же улице, а Харрингтон Хаус был превращён в резиденцию посла. Первым послом советской России и хозяином дома 13 на Кенсингтон Палас Гарденс с 1932-го по 1943-й был Иван Михайлович Майский. Этот высокообразованный, владевший несколькими языками дипломат был вхож в правительственные круги Великобритании. Его деятельность в качестве посла высоко оценивал Уинстон Черчилль.
По-видимому, глава английского правительства встречался с первым послом СССР в Малой гостиной, которая до сих пор называется служащими посольства Кабинетом Майского. Её внутреннее убранство, как и интерьер здания в целом, почти не изменилось со времён Лестера Фицджеральда Чарльза Стенхоупа, пятого графа Харрингтона. Эта сравнительно небольшая, строго выдержанная в стиле Тюдоров комната использовалась Майским, а вслед за ним и всеми его преемниками, в качестве малой приёмной для дружеских неофициальных встреч. В то время как для масштабных приёмов и официальных ужинов традиционно используется Большая гостиная, или Золотой зал. Своё название он получил благодаря жёлто-золотистому цвету стен. Здесь господствует стиль Регентства. Торжественная, несколько статичная стилистика ампира идеально подходит для проведения мероприятий на самом высоком уровне.
Золотой зал, как и другие помещения особняка, украшают предоставленные Эрмитажем полотна знаменитых русских живописцев: Айвазовского, Кустодиева, Грабаря, работы скуль-птора Лансере. Шедевры русского искусства и английские традиции идеально сочетаются в доме на Кенсингтон Палас Гарденс, 13.