Наше все

Русские мотивы в современном дизайне

Дата публикации 24.04.2000

Ведущая рубрики: Карина Чумакова

Журнал: N2 (124) 2008

Исторически экспорт русских декоративных мотивов в Европу был предпринят в несколько этапов и прошел с большим успехом. Культурными коммивояжерами выступили сначала войска Кутузова, потом артисты дягилевских балетов, а затем эмигранты, покинувшие страну после революции

Каждая волна культурного экспорта подарила европейцам что-то свое: потемкинские казаки поразили Париж мохнатыми шапками, "Русские Сезоны" ввели в культурный лексикон Европы слова "жар-птица" и "Петрушка", а бывшая русская аристократия открыла иностранцам русскую кухню и красоту наших женщин…

Поверхностные, лубочные ассоциации типа "матрешка, балалайка, водка" вопреки распространенному мнению не исчерпывают представления Запада о русской культуре. Так, золотое шитье, сочетание красного с изумрудно-зеленым, плетеное кружево и мех считываются в моде как элементы славянского стиля. Платок, завязанный под подбородком, везде в мире называют не иначе как babushka, даже если в нем щеголяет молодая женщина. А любые эмалевые или инкрустированные драгоценными камнями пасхальные яйца по полуторавековой инерции называют яйцами Фаберже…

Экспорт русской культуры на уровне символов - процесс давно известный, но тенденция последних лет заключается в переосмыслении этих символов и использовании в предметах актуальных, по-настоящему дизайнерских. А с недавнего времени можно говорить о реэкспорте русских мотивов: вдохновленные мировым интересом к русскому искусству, отечественные дизайнеры будто заново открывают для себя красоту родных промыслов и "наших" культурных реалий.