Наступление света
Новинки дизайна света. Великолепное разнообразие и неистощимость дизайнерской фантазии
Давайте немного поговорим о модных тенденциях в дизайне света. Сегодня все немного устали от высоких технологий. Они стали слишком высоки. Говорить о них, сообщать о новых открытиях пока еще интересно, но восхищение уже перестало быть заразительным. Все обратились в противоположную сторону - к этностилю, к натурализму. И как следствие, стало очень модным обыгрывать фактуру материала
Смысл и притягательность модели Trias немецкой фирмы PHANOS составляет бисквитный неглазурованный фарфор с растительной текстурой. Очень свежо и впечатляюще выглядят светильники, сделанные дизайнером Андреа Черетелли из тонких полупрозрачных полосок клена. Светящееся дерево создает вокруг себя волшебную атмосферу покоя и интимности.
А вот настольные лампы фирмы PENTA вполне традиционны по виду. Оригинальность им придает деревянный абажур, для которого используется натуральная светлая и тонированная темная фанеровка. Из-под пера итальянки Паолы Навоне в этом году вышло множество проектов. Они просты по форме, точнее, минималистичны, безукоризненны по пропорциям и часто непосредственно апеллируют к прелести материала. Такова же и лампа Cartocci для ANTONANGELI из тонких стеблей черного японского бамбука, связанных между собой полосками пергамента.
Фарфор, дерево, бумага, ткань - любят эти материалы испокон веков. Это привычно. А вот заглядеться на полупрозрачный пластик слабо? Отнюдь. Модный ныне материал во всей своей кислотной красе предстает во множестве новинок этого года у таких солидных компаний как TOBIAS GRAU, FONTANA ARTE... Еще одна ипостась пластика - дешевый материал поп-культуры - поднят в цене ностальгией конца века. Хулиганистый мачо Эдуард Алборс для фирмы MANUFACTURAS CELDA сочинил торшер в виде соблазнительных ножек, прикрытых короткой юбчонкой. Он откровенно иронизирует: "пусть феминистки не обижаются на нас. Скоро появится светильник в виде мужской половины с выключателем в интересном месте".
Вернемся немного назад и разыграем тему, уже тихо прозвучавшую ранее. Знаменитый француз Жан Нувель предложил фирме LUCEPLAN идею, аналогичную той, что реализована компанией PHANOS. А именно, светильник, встроенный в стену или потолок.
Если в первом случае обыгрывалась текстура материала, то во втором - цветность, своей силой и чистотой вызывающая ассоциацию с витражами. Однако у Нувеля отсутствуют рисунок и сюжет: модель Canvas - размашистые оранжево-желтые полоски, можно сказать - образец абстрактной живописи.
Да, цвет нынче на первых ролях. Так же как и материал. А форма? Остаются модными большие светильники. Крупная вещь говорит сама за себя, она внушительна, внятна.
Привлекая к себе внимание, она невольно успокаивает, освобождая от нервного напряжения. Возможно, в этом секрет неувядающей популярности объемных моделей. Крупный светильник - это даже не декор, это метафизический акт присутствия Вещи.
Именно таковы две новых модели от FOSCARINI - Bubble и Supernova. KUNDALINI, быстро ставшие заметными благодаря длинному странному торшеру, продолжают тему опять-таки вытянутой, но уже геометричной моделью.
Серджо Бриоски замечательно развил одну не новую, но роскошную идею. Помните "Книжного червя" Рона Арада - гибкие пластиковые полки, ползущие вдоль стены? Его Nomade - полукружье (а точнее треть) светящейся трубки, из фрагментов которой можно выложить свою собственную загогулинку. Пустить ее змейкой или волной вдоль всей стены, завернуть спиралью, замкнуть в круг.
Форма в дизайне светильников разыгрывается в совершенно разных ипостасях. Скажем, по-прежнему в ходу изысканный геометризм.
Отточенные вещи самодостаточны в своем совершенстве. Они очень декоративны, ведь геометризм завораживает - в этом тайна и... причина успеха. Зигзаг молнии Phantom от LUCEPLAN, светящийся диск со шнурком провода, тянущийся из центра от GID (модель выбрана самим Инго Маурером для ежегодника Design Yearbook 2000/2001), фарфоровый жезл Ghost от LUMINARA. (Новорожденная фирма. Ее дизайнер - Роберто Лаццерони, тот же, что и у CECCOTTI. Теперь у превосходной мебели есть достойное освещение.)
Тригонометрические модели от известнейшей итальянской фирмы FONTANA ARTE и английской компании EUROLOUNGE.
Впрочем, дизайн может заключаться еще и в необычном способе функционирования вещи, необычном способе обращения с ней. Несколько лет назад Борек Шипек сочинил для DRIADE торшер LANCIA в виде копья, которое просто прислонялось к стене. Не осмелимся утверждать, что это его эксклюзивная идея. Но другое не вызывает сомнений: француз Жан-Франсуа Кроше великолепно развивает эту тему, необычную и немного игровую. Его модель Zig-zag - элегантнейший торшер в виде длинного и тонкого жезла, прислоняемого к стене.
А вот чтобы фиксировать в нужном положении подвесные светильники Инго Маурера Off-off и Ding dong daddy, надо передвинуть тонкий металлический шнурок вдоль щелки на плафоне. Прежде у подвесных моделей для этого предполагалась жесткая конструкция. Но все же маэстро чего-то не додумал: плафоны очень сильно нагреваются.
Инго всегда разнообразен. Целой россыпью идей в этом году блеснула Ligne Roset. Достаточно перечислить: светильник-прищепка (можно прикрепить к стойке стеллажа на любой высоте), светильник-катушка (можно аккуратно намотать лишний провод), светильник-книжка (которая, соответственно, открывается и закрывается. Вероятно, у русской пословицы "ученье-свет" есть точный французский эквивалент), светильник в виде яйца на подушечке (необычно, забавно и, пожалуй, удобно). Особенно же запомнился чудо-столик. Ставишь плафон на край стола - горит, немного сдвигаешь в сторону - гаснет.
Да, и напоследок еще одно замечание. Перфорация, прорези, отверстия - модно. Ну, это почти так же легко сделать, как превратить макси в мини. Дерзайте!
А теперь скажите, что больше всего удивило вас среди этого великолепного разнообразия? Думаю, то же, что и меня: неистощимость человеческой фантазии.