Не просто классика
двухуровневая квартира (265 м2) в Москве
О проекте рассказывает его автор архитектор Михаил Крихели.
SALON: Вам многое пришлось менять в планировке квартиры? Или это была работа с чистого листа?
- Тут ситуация была вообще нестандартная. Дело в том, что, когда мы подключились к работе над квартирой, дом, в котором она находится, еще не был полностью закончен. Это позволило нам вносить весьма существенные коррективы по ходу строительства: влиять на план, конструкции, инженерию - в общем, достаточно свободно оперировать с внутренним пространством. В результате действительно многое изменилось по сравнению с исходным вариантом, предусмотренным проектом дома.
S: Что, например?
- Например, появился третий уровень (стандартная планировка предполагала только два). Для его устройства мы "проткнули" кровлю над внутренней лестницей, перекрыв отверстие стеклянным куполом, и таким образом получили дополнительный источник света и выход на крышу. Здесь была оборудована терраса для отдыха (оснащенная зоной барбекю с навесом на случай непогоды) с декоративным фонтанчиком, зимним садом и великолепным видом на Москву-реку… Но все же самым важным ходом стала замена прямой двухмаршевой лестницы на винтовую. Надо сказать, что к лестнице мы отнеслись как к некоему пластическому и пространственному объекту.
S: И сделали этот объект композиционным центром квартиры?
- Совершенно верно. Лестница со стеклянным куполом над ней стала архитектурной доминантой, организующим, центральным элементом всего пространства. Кроме того, она и сама по себе - образ весьма выразительный.
S: А образ самой квартиры? Можно ли назвать его классическим?
- И да, и нет. Безусловно, мы использовали отдельные приемы классицизма, где-то импровизируя, уходя в другие стили, а где-то и откровенно цитируя. Скажем, в интерьере хозяйской ванной появились помпейские росписи на стенах (копии с имитацией трещин и утрат), живописный плафон с иллюзорным небом, античные мотивы в декоре... Однако во всем этом нет серьезной претензии на "большой стиль". Это игра, полушуточный реверанс в адрес изысканной, гротесковой античности, так долго питавшей все возможные формы классицизма…
S: Ну а если серьезно?
- А если серьезно, то антично-классическая тема в этой квартире существует как фон, лейтмотив. В пропорциях, в ордере, в достаточно строгих формах декора ощущается присутствие классического духа. Но на самом деле это не просто классика, вернее, совсем даже не классика, а некий микс из всевозможных стилей, существующих внутри современной жилой среды. Взять хотя бы лестницу. В ее основании - вполне традиционная мозаичная розетка с меандром и розой ветров. Однако в рисунке изогнутых перил и ограждений ничего классического нет. Скорее, их растительные формы напоминают о модерне. То же можно сказать о каминной зоне: ониксовые колонны, капители, орнаментальный фриз над ними - вполне классическая ордерная схема. Но тут же светильники в виде чугунных шлемов, мечи в нишах - в общем, смешение всего со всем… На мой взгляд, эклектика - это стиль, образ, если хотите, квинтэссенция нашей современной жизни. А значит, и для жилого пространства она как нельзя кстати.
Автор проекта Михаил Крихели: "Поначалу заказчик хотел чистую классику. Но постепенно мы нашли более интересное решение: пусть ритмы, пропорции, отдельные элементы будут классическими, но в целом интерьер будет сочетать разные подходы, в том числе и совершенно современные, функциональные. Хозяин доверился нам и остался доволен"