Небесная вертикаль
двухуровневая квартира в Екатеринбурге
Как считает Дмитрий Позаренко, архитектура - это 25 тысяч компромиссов, в результате которых должно получиться красиво. В основе его концепции лежит идеология минимализма. Архитектор убежден, что современный минимализм, обогатившийся прекрасными фактурами и технологиями, до сих пор остается главным формообразующим стилем. Реконструкция трехкомнатной квартиры преследовала несколько целей. Во-первых, необходимо было создать вертикальную ось развития пространства. Во-вторых, увеличить полезную площадь. В-третьих, сформировать концептуальный центр интерьера, двусветную студию, включающую в себя кухню, столовую, гостиную, прихожую и гостевой санузел.
«В результате реконструкции квартира стала трехуровневой, - рассказывает Дмитрий Позаренко. - На первом уровне находится спальня, на втором - студия и гостевая комната, а на третьем - библиотека и гардеробная. Перепланировка была нацелена на организацию дополнительной площади в виде двусветного пространства. Для этого мы пропилили и демонтировали фрагмент плиты перекрытия площадью 9,53 квадратных метра между студией и техническим этажом и часть перекрытия кровли. Это позволило создать доминирующую вертикальную ось, заканчивающуюся пирамидальным фонарем. Ее длина от пола в студии до вершины фонаря составляет 8,3 метра. Пространство студии было увеличено за счет балкона. В итоге вместо технического этажа появилась антресоль площадью 57,1 квадратных метра». Пирамидальный фонарь, связывающий интерьер с окружающим миром, - один из самых зрелищных эле ментов архитектуры. Он логически завершает вертикальное развитие пространства. Купол представляет собой четырехгранную пирамиду с квад ратом 3х3 метра в основании. Для удобства монтажа каждую из четырех граней разделили импостом. При этом строители использовали белый окрашенный профиль, похожий на структуру окон. Благодаря этому «люку в небо» обитатели квартиры имеют возможность любоваться солнцем, звездами и луной, а также следить за тем, как капли дождя разбиваются о прозрачные плоскости.
Своеобразная атмосфера в интерьере создается при помощи контраста между грубым бетоном, шлифованной нержавеющей сталью и натуральным деревом. «Создание контраста изначально не входило в проектную задачу, - поясняет архитектор. - Однако в определенный момент я понял, что необходимо как-то смягчить жесткость бетона. Для этого было выбрано дерево - розовая доуссия, произрастающая в Юго-Восточной Азии. Кроме того, яркими акцентами выступают некоторые предметы мебели, вязанные крючком шторы и, конечно же, произведения современной живописи.
При отделке стен деревом строители применили паркетную технологию наложения материала. Затем прямо на стене панели отшлифовали и покрыли масляным составом. В гостевой комнате использовали декоративную штукатурку, а в ванной и гостевом санузле - натуральный камень, травертин Cottoveneto. Полы на нижних уровнях квартиры выложены мербау, а на третьем этаже - керамогранитом Apavisa. В прихожей и ванной комнате - черный гранит.
Работа Дмитрия Позаренко убеждает нас в том, что один удачный конструктивный прием может определить развитие всего проекта. В данном случае речь идет о демонтаже перекрытий и создании живописного светового колодца, который стал своеобразным окном в мир для обитателей квартиры и кардинальным образом изме нил жилую среду.
Автор проекта Дмитрий Позаренко: «Концепция интерьера определилась в результате влияния двух факторов. Первый: заказчики предоставили в мое распоряжение небольшую двухуровневую квартиру. Второй: они были абсолютно уверены в том, что я все сделаю шикарно. Я просто не мог их подвести. В определении понятия «шикарно» я был предоставлен сам себе. Две плиты перекрытия отделяли меня от неба и, по моему мнению, от понятия «шикарно». Когда бетон был пропилен, к площади квартиры добавился технический этаж (52 квадратных метра). Что там делать, тогда было еще не ясно, но пространство получилось прекрасным»