Негатив-позитив

Черно-белый тренд в дизайне

Дата публикации 02.03.2000

Ведущая рубрики: Карина Чумакова

Журнал: N10 (110) 2006

Более контрастного по своей сути цветового сочетания, чем черный с белым, найти невозможно, но этот контраст в равной мере носит характер спектральный и идеологический: принято считать, что черный - это отсутствие цвета, что его и в природе-то нет, в то время как белый - это все цвета, слившиеся воедино

Мысль интересная и, должно быть, верная, но людям, находящимся в более фамильярных отношениях с цветным миром, понять это трудновато. Как ни вращала учительница рисования перед глазами диск с цветами радуги, как ни пыталась объяснить, что белое марево, в которое слился диск, - это и есть сумма всех цветов, ей мало кто верил. Дети упорно разводили грязь в своих альбомах, замешивая краски из "ленинградского набора" в сплошную бурую кашу, в попытках получить белый. Белый не получался, кредит доверия училке неуклонно снижался.

С черным тоже непонятно: как это "нет в природе"? А как же паркет из черного дерева, за который пришлось заплатить, как за океанскую яхту? Это что, тоже фикция? А как же черно-белая шкура зебры на этом самом паркете? Надо разобраться! Тем более привлекательно соседство этих цветов: оказавшись рядом, они, мнимые и иллюзорные, доказывают обоюдную реальность существования, наглядно при этом демонстрируя, как близко от "да" до "нет", от "всегда" до "никогда", от печали до радости. В переплетении черно-белого орнамента угадываются мотивы даосского символа "инь-янь", изображающего вечную борьбу двух начал, ведь и бархатная глубина черного, и незамутненная чистота белого лучше всего читаются в соседстве.

У черного с белым непростые отношения по части того, кому быть фоном, а кому, как говорится, вензеля выписывать. О предельно ясных вещах мы говорим: "Это же черным по белому написано!"; в школе же, будто исподволь проводя мысль об относительности всех знаний, формулы и правила записывают белым по черному. Полной гармонии они достигают только на гравюрах и черно-белых фотографиях - непреходящих фаворитах декораторов.

Но, как ни комбинируй эти цвета, в какие узоры ни сплетай, какую геометрию и чересполосицу ни разводи, все получится хорошо. В этом сочетании заложена своего рода "защита от дураков" - не поэтому ли многие светские персонажи одеваются исключительно в черное с белым? Но не подумайте, что черно-белое - это скучно. Нет! Оптические принты, игра на сочетании матовости с глянцем, модные цветочные орнаменты - в этом окрасе все приобретает значимость, элегантность, резкость и шик.