Немного солнца в холодном Лондоне

Особняк дизайнера Саймона Уилсона в Челси

Дата публикации 08.10.2004

Текст: Дмитрий Копылов

Материалы: - (c) Henry Wilson

Журнал: N7 (85) 2004

"Если вам не нравится погода в Лондоне - подождите полчаса. Если вам нравится погода в Лондоне - подождите полчаса". Так британцы шутят по поводу переменчивой лондонской погоды. И все же стереотип о том, что небо в Лондоне - низкое, тучи - постоянные, дождик - беспрерывный, существует. Многие, создавая интерьер своего дома, пытаются действовать наперекор этой легенде. Дизайнер Саймон Уилсон - из их числа Почти в каждой столице мира есть свой так называемый старый город. Его улицы, площади, дворцы и маленькие домики, соборы, храмы, синагоги или мечети ревностно охраняются законами государства и искренней любовью местных жителей. Сюда приезжают многочисленные туристы, здесь школьники и студенты, пользуясь осязаемым наглядным пособием, изучают историю и культуру своей страны. В отличие от многих других городов мира, в Лондоне тесно переплетены вековечный британский консерватизм с его размеренным и неизменным течением жизни и отчаянная безудержность Нового Света, европейский прагматизм, напористость и восточная фатальная покорность судьбе. Здесь не существует понятия "старый город". Есть просто Лондон. Челси - небольшой район между знаменитыми Королевской и Старой Бромтонской дорогами - никогда не был одной из главных достопримечательностей британской столицы, однако лондонцы считают его своеобразной заповедной зоной. Активное строительство тут началось в начале XIX столетия и практически завершилось через сорок лет. В уютных особняках расцвета колониальной эпохи проживали в основном чиновники средней руки, отставные офицеры и богатые вдовы. В конце двадцатого века Челси облюбовала богема. За прошедшие сто пятьдесят лет почти ничего не изменилось: тихий уголок старой доброй Англии в нервном сердце огромного города. Сюда влечет людей зыбкая ностальгия. Не по родным краям, утраченным, может, навсегда, а по времени, которое, безвозвратно тая, впиталось в серый камень домов и мостовых. Саймон Уилсон, известнейший британский дизайнер модной одежды и совладелец ювелирной фирмы BUTLER&WILSON (которая славится утонченным вкусом и экстравагантностью стиля), приобрел небольшой особняк в Челси около десяти лет назад. Первая серьезная проблема, с которой пришлось столкнуться Уилсону, - обилие маленьких и поэтому никчемных комнат. Непритязательное серенькое здание было раньше доходным домом со всеми вытекающими отсюда "излишествами". Согласно жесткому законодательству, внешняя реконструкция в этих местах запрещена, чтобы сохранить архитектурный стиль Челси в неприкосновенности. Все это создавало немалые сложности. В течение долгих месяцев Уилсон вместе с архитекторами Эндрю Варра и Крисом Карнеллом детально разрабатывал дизайн каждого помещения. В конечном варианте было принято решение создать на первом этаже студию-мастерскую. Гостиную, кухню, спальню и ванную расположили на втором уровне. Когда были сломаны стены в помещении, где планировалось создать гостиную, Уилсон был поражен формой высокого потолка, напоминающего тяжелые монастырские своды. Небольшие окна в толстых стенах усиливали ощущение суровой защищенности от внешнего мира. Достойный приют для анахорета - и бездушная, угрюмая темница для художника. Практически вся внешняя стена в гостиной была сразу вырублена под большое арочное французское окно - решение для подобных старинных строений весьма нетривиальное. "Я хотел впустить в дом как можно больше света и солнца, - говорит Саймон. - Но что поделать, если солнце не такой частый гость в этих краях? Как удержать его?" Короткая снежная зима, ранняя буйная весна, жаркое, знойное лето - эти времена года в Англии быстротечны. Бесконечна лишь воспетая поэтами печальная, но завораживающая британская осень. На считанные часы развеет сиренево-серый саван угрюмых туч ветер, примчавшийся с теплых морей, и низкое английское солнце осторожно согреет зеленый остров, чтобы снова скрыться на долгие-долгие дни. Поэтому Эндрю Варра предложил использовать комбинированный состав красителей для стен гостиной. В результате экспериментов удалось добиться потрясающего эффекта. Ровный, бархатистый, удивительно теплый и мягкий, дополненный грубовато-нарочитыми неровностями потолка и стен, солнечный цвет нежно заливает все пространство большой комнаты, отражаясь в дубовых полах, как в чистом осеннем пруду. Неяркое английское солнце навечно остановилось здесь в зените. Большие прямоугольные зеркала в широкой серебряной оправе, расположенные точно друг против друга на противоположных стенах гостиной, создают магический настрой: в древних британских легендах о великом волшебнике Мерлине рассказывалось о его чудесных зеркалах... Человек всегда видел себя лишь в своем зеркале и никогда не задумывался о том, как он выглядит в чужом. И только при помощи многократных взаимоотражений он начинал осознавать, насколько бесконечен мир. И во Вселенной он всего лишь малый атом, а не центр мироздания... Английский дом без камина - все равно что громко общающийся с туристами часовой- гвардеец у ворот Тауэра. Чем больше в доме каминов, тем он уютнее, не без оснований считают британцы. Уилсон решился на "кощунство", сломав вековую традицию. В большую каминную нишу на кухне он вмонтировал обыкновенную газовую плиту с вытяжкой в виде горна, мотивируя это тем, что одного камина в гостиной на весь громадный особняк вполне хватает. Та же "печальная" участь постигла и другие комнаты, где раньше были очаги. Теперь там стоят книжные шкафы, кресла, а в студии-мастерской на первом этаже в каминной нише нашел приют манекен, который Уилсон, как и большинство вещей, включая мебель, приобрел на распродаже. В интерьере Саймон предпочитает комбинировать стилистику, характерную для японского дизайна, и венецианские мотивы. В спальне доминирует влияние первого - неопределенный, как осеннее небо, цвет стен, спартанский минимализм обстановки. Окруженный стенами, как серовато-мглистым океаном, поэтичный островок... Домик в уединенье. Луна... Хризантемы... В придачу к ним Клочок небольшого поля. Басе В студии-мастерской - настоящий венецианский карнавал масок, интриг, страстей. Все подчеркнуто гротескно, как в знаменитой итальянской пантомиме эпохи дожей. Талантливый художник, Саймон Уилсон поселил в своей "крепости" яркий праздник красок, объединив в единое целое мир, созданный им самим. Он зажег над ним свое солнце в бесконечной британской осени.