Неповторимо и недорого
загородный дом общей площадью 700 м2 Алексей Козырь
Кризис оказался лекарством горьким, но полезным. Он научил главному: экономии. "Я теперь скупее стал в желаньях..." Однако это вовсе не означает, что стильные эксклюзивные интерьеры больше не будут появляться на свет. Конечно, будут! Перед вами совсем свежий пример: загородный дом, сделанный в посткризисных финансовых условиях создателями известной "металлической квартиры" - архитектором Алексеем Козырем и конструктором Игорем Селиверстовым
Ситуация та и эта
Отличия
Если помните, в нашумевшем "металлическом" проекте имелась небольшая площадь и изрядный бюджет. Здесь же - все в точности до наоборот: площадь дома огромна (700 м2, три этажа плюс подвал), а бюджет более чем скромен. Что, согласитесь, вполне логично после кризиса.
Совпадения
В первую очередь, требования заказчика. Их можно выразить словами: "Делай свое дело как считаешь нужным, главное - чтобы нам нравились результаты". Таким образом, отправляя архитектора в "свободный полет", заказчики в обоих случаях полностью ему доверяли. Не без основания считая, что архитектор по максимуму учтет их особенности.
Данность
В семье двое детей - очаровательная девочка и сын. Обустройством дома ведала в основном Хозяйка - красивая приветливая женщина, обладающая врожденным вкусом. Здание со всей планировочной "нарезкой" помещений было приобретено семьей заранее. В смысле - до того момента, когда состоялось знакомство с Архитектором. Последнему отвели роль Интерьерных Дел Мастера. Пожелания к нему были самые общие, вплоть до полной неопределенности.
Проект и его воплощение
Метод "дизайнерских инъекций"
Дом, как уже было сказано, огромный.
Чтобы осмыслить целиком 700 м2, необходимо время. Оно отсутствовало. Поэтому проектирование шло порциями. Архитектор стремился дизайнерскими вкраплениями, "инъекциями" добиваться качественных рывков всего процесса, его продолжения. Ибо тот периодически стопорился. Так, например, камин в каминном зале появился задолго до того, как было отделано само помещение. Представьте: посреди груд строительного мусора вдруг горделиво возносится эдакий красавец и исполин! - Тут поневоле захочешь все остальное побыстрее "довести до ума".
За счет подобного "островного" дизайна решено и все остальное пространство дома - в нейтральных объемах помещений "плавают" акцентные предметные "островки". Перепланировку же и всевозможные "игры с пространством" Архитектор затевать не стал, оставив все по-честному квадратным и прямоугольным. Почему? Во-первых, вышеупомянутые затеи-это деньги, и немалые. А во-вторых, Архитектора и Хозяйку вполне устраивала изначальная конфигурация внутреннего пространства дома.
Она была хоть и проста, но удобна. Она была хоть и нейтральна, но выразительна. Иными словами - оптимальна.
"Развод" со строителями
Строители были "свои", то есть - хозяйские. Поэтому Архитектор с самого начала сказал заказчикам: "Давайте запишем то, что должно быть красиво. И за это буду отвечать я. Строители же будут отвечать за остальное - за технологию и качество исполнения". На том и порешили. "Развод" оформили, и каждый стал заниматься своим делом. Решение оказалось удачным: никто никому не мешал и не усложнял жизнь.
Строители спокойно и тщательно облагораживали помещения, используя где надо отделочные материалы, которые привозил им Архитектор (если он считал, что с этим будет связана итоговая красота). Сам же Архитектор и его Конструктор придумывали и изготавливали на стороне основные знаковые элементы своего "островного" дизайна: камин, аквариум, лестницу и т. д. А потом их просто привезли и установили в доме.
Стиль
Всем своим предыдущим творчеством Архитектор уже заслужил себе славу законченного "бруталиста". В этой работе он опять продемонстрировал свой характер, еще дальше продвигая в массы стиль хай-тек с отечественным военно-промышленным уклоном. Лестница, камин, аквариум, входные двери и здесь демонстрируют мощь и элегантность, свойственные боевой технике - танкам, истребителям, авианосцам. Но... Если в той квартире стиль Архитектора звучал максимально концентрировано и декларативно, то здесь, в доме, он воспринимается гораздо спокойней.
Объекты интерьера будто "плавают" в воздушных "океанах", заполняющих помещения. В доме не то что нет ничего лишнего, а даже из необходимого выбрано самое необходимое.
Результат - простор, пустота, простота. А там, где присутствует эстетически осмысленная пустота, рукой подать до Японии и Japan's style. Так вот, можно сказать, что "японистость" - это тонкая стилистическая "обертка" данного интерьера. Согласитесь: голубоватые раздвижные двери каминного зала и столовой, стеклянная ступенька столовой (если смотреть снизу и сбоку, металлическая основа ступеньки кажется иероглифом), полотняные шторы на бамбуковых палочках - все эти штрихи придают брутальному минимализму интерьера легчайший японский оттенок.
Дизайнерские "острова"
Холл-прихожая
Входных дверей две. Разделены они мини-тамбуром, и "внутренняя" дверь - авторская. Она массивна, тяжела, напоминает сейфовую.
С обратной стороны дверь имеет две ниши, куда встроены узкие поворотные зеркала - в них можно посмотреться и так, и сяк перед уходом из дома. Холл обширен. Пол - розоватый (по желанию Хозяйки) мрамор. Справа, слева, прямо - голубоватые (тоже по желанию Хозяйки) двери, ведущие в каминный зал, столовую, гардеробную. Эти двери скрывают за стеклянной гладью, подобно водам морским, неизведанные пока глубины, исследование которых мы отложим на потом.
А сейчас - пристально изучим лестницу, ведущую вниз и вверх. Это главная тема объемной композиции помещения. Именно лестница придает пространству холла динамику и характер. Все остальные детали интерьера - не более чем фон для нее. Ритмика взбегающих деревянных ступеней, тактирующая "бочка" чуть заваленного набок лестничного ограждения, ломаная мелодика металлических перил, острые синкопы штырей крепежа... Музыкальная метафора этой лестницы - музыка в стиле "техно". Зрительная метафора - корабельный трап.
Каминный зал
Отодвинув вбок правую дверь, попадаем на паркеты каминного зала. А он - огромен и пустынен. Шириной во весь дом и высотой в два этажа, шапка свалится, если засмотришься на потолок. Все пространство зала слагается, условно, из трех зон. Первая, "парадная" - с окном во всю стену, с тремя "реющими" светильниками и внутренним квадратным "окошком", откуда выглядывает половина авторского аквариума, наполненного морской водой. Это олицетворение стихии воды. Вторая зона интерьера - балкончик с металлическим ограждением, за которым виднеются двери детских. Третья зона, "зона огнепоклонников", находится под балконом, и в ее центре высится авторский камин-исполин. Он - главная вещь в доме, олицетворение стихии огня, а также символ домашнего уюта и семейного благосостояния - благополучия. Домашний бог, весящий тонну.
Камин имеет очень интересное свойство: когда его толкаешь, он поворачивается.
Кроме того, что это просто развлекает, в подобной кинематике есть и практический смысл: при помощи камина, который начинает играть роль ширмы, зал можно совершенно по-разному модулировать, выделяя разные его зоны. Кстати, метафора ширмы буквальна. Первоначально создатели камина хотели закрыть его толстым стеклом, а затем передумали и завесили множеством качающихся нитей с нанизанными на них "стеклянными капельками" - будто упала на землю завеса дождя. А еще камин - это гигантский поворачивающийся светильник. И когда в нем пылает огонь, интересно наблюдать, как пламя перерождается в свет.
Аквариум в каминном зале тоже "работает" естественным светильником. Когда абсолютно все искусственные источники света выключены, за счет того, что "за спиной" у аквариума находится большое окно, он мерцает эдаким изумрудным кристаллом. Получается очень красиво: в изумрудном полумраке где-то высоко в зелен