Непреднамеренный дизайн
ресторан "Тинькофф" в Новосибирске Василий Шприц и Владимир Бурыгин
В стране уже четыре сетевых ресторана, в которых пиво варят и здесь же наливают, где посетителю с удовольствием демонстрируют работу мини-завода-пивоварни. Новосибирский "Тинькофф", как и все остальные, спроектирован командой питерских архитекторов под руководством Василия Шприц и Владимира БурыгинаSALON: В чем особенность работы над интерьером ресторана-завода?
Владимир Бурыгин: В "Тинькофф'е" пивной ресторан объединен с заводом. Таким образом, два производства, достаточно сложные сами по себе, со своими законами и строгими технологическими условиями, должны совмещаться. Причем совмещаться не просто территориально. Завод должен стать декорацией в оформлении зала. Так устроены все подобные рестораны в мире - там, где есть пивной завод, он обязательно становится частью интерьера, "действующим лицом".
Это, кстати, прибавляет успешности заведению - посетители видят процесс производства, видят, что пиво не привезено откуда-то, а здесь производится и здесь же разливается. Но тут скрыта и главная сложность для работы с подобным интерьером. Ведь площади, в которые все это нужно вписать, не всегда удобны в планировочном отношении для органичного совмещения двух производств.
S: Завод диктует технократическую эстетику?
- Это еще одна проблема. Как создать интерьер? Что это - ресторан при заводе или завод при ресторане? Не должно быть резкого контраста между оформлением интерьера ресторана и заводом. "Избушку" и "канделябры" уже не сделаешь - хай-тек априори присутствует в виде пивоваренного оборудования. С другой стороны, интерьер, видимо, должен быть теплее и уютнее, чем цех, в котором просто расставили столики. Хотя мы делаем и такие вещи: в московском ресторане нам удалось создать впечатление, что посетители сидят прямо на заводе.
S: Как Вы добиваетесь узнаваемости фирменного стиля, создавая непохожие друг на друга интерьеры?
- Есть ограничения, которые влияют на планировку: технологические процессы, санитарные нормы, сетевые требования. Остается не так много свободы. В данном случае наш подход к решению задачи можно назвать "непреднамеренным дизайном": элементы, которые используются для оформления, почти абстрактны и должны вызывать определенные ассоциации. Например, дерево, зашитое металлическими полосами, ассоциируется с деревянной бочкой. Можно было бы поставить настоящую бочку, приделать к ней кран, но это был бы не архитектурный, а декораторский подход.
Конечно же, подразумевается некоторая "похожесть" всех заведений сети, однако поскольку каждый ресторан своеобразен по месту расположения, конструктивной основе здания и планировке, они все разные и по-своему уютны.
Хотя уют - категория, которой трудно дать "профессиональное" определение. "Уютно - неуютно" - субъективное понятие, почти физиологическое.
S: Расскажите подробнее о новосибирском "Тинькофф'е".
- В новосибирском ресторане - теплые тона меди и натурального дерева. Это связано с самим Новосибирском, где дома в основном серые, а цвет в городе вводится рекламой и достаточно случайно. Ну и, конечно, климат диктует определенную гамму.
В этом "Тинькофф'е", как и в прочих, нет тотального давления дизайна. Мы вообще стараемся без нужды не перегружать пространство деталями.