Нескучный сад

квартира общей площадью 196 м2 Павел Романов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Василий Лифанов

Автор проекта: Павел Романов
Лариса Шейко
Игорь Бахрамеев
Сергей Тарасов
Евгений Разважный

Журнал: N11 (34) 1999

Есть мнение, что пространство интерьера не должно быть скучным. Оно должно постоянно чем-то удивлять. И тогда ты ходишь по квартире и не привыкаешь к ней. Ибо постоянно открываешь все новые "площадки обозрения" с интересными видами. Это напоминает прогулку по старому городу, где застройка от времени стала дико хаотичной. Ты идешь по улице, сворачиваешь в какую-то арочку и неожиданно обнаруживаешь там маленькую площадь с фонтанчиком. Вышел в тыл знакомой улицы и не узнал ее. А когда узнал - приятно удивился... Эта квартира очень напоминает город (скорее Москву, чем Питер, со всеми перенасыщенными особенностями ее "сложения"). Только в этом "городе" живут всего три человека. "Город" свой они любят, за что архитектору - виват! Будущим заказчикам рекомендовали архитектора знакомые. Поэтому кредит доверия был большим, пожелания - самые общие ("Хотим квартиру современную, но без экстравагантности, уютную и в то же время впечатляющую, нужен полный набор помещений, а кабинет хозяина - в сугубо классическом английском стиле"), а в ход работ никто особо не вмешивался. И стоял на дворе 1996 год. Архитектор, изучив заказчиков и обстановку (дом старый, но добротный - кирпичный, "цековский" - перепланировке подлежал), разработал концепцию будущей квартиры. Концепцию "города для трех человек" - ведь именно такова "численность населения" в семье. С одной стороны, как уже сказано выше, преследовалась цель сделать пространство квартиры сложным, интересным и, что немаловажно, уютным. А с другой стороны, архитектора очень заботила целостность впечатления от интерьера (кабинет - отдельная песня). Поэтому при наличии интимных уголков (спальни), все остальное пространство квартиры объединено. Снесены лишние стены, выдержана единая цветовая гамма (она - теплая, пастельная: песочно-желтая с коричневатым и добавлением сиренево-фиолетового и серовато-голубоватого), обеспечено единство пластического языка и пространственной композиции. Впрочем, мы об этом еще расскажем. Ниже. А пока скажем пару важных фраз о таких качествах интерьера, как интересность, сложность и уют. В открытом пространстве общественной части квартиры различными способами намечены функциональные зоны столовой, кухни, большой и малой гостиной. Активно используется световая режиссура. За счет остекления и утепления лоджий образовался зимний сад (или парк?) и дополнительное "кафе" при столовой-"ресторане". Сама же по себе пластика пространства квартиры - сложная, ломаная, а композиция - центрально-асимметричная. Здесь есть главные оси, на оторые "нанизана" композиция, и есть бесчисленное множество дополнительных видовых осей. В результате даже если смотреть в одну сторону, держась за руки, все равно каждый увидит свою "картинку". Ибо это - квартира-калейдоскоп. Город, который ритмично "дышит" во всех плоскостях: вертикальной, горизонтальной, диагональной. На первый взгляд кажется - хаос (чего тут только нет!). Но хаос исчезает, упорядочивается, если начинаешь двигаться по квартире. Ибо твое движение организует "городское" пространство, укладывая его в "проспекты", "скверики", "площади". Поэтому - в путь! Вход. Сразу за дверью мы буквально "встаем" на первую композиционную ось. Вот эта ось: дверь - выгнутая пилястра в гардеробной комнате. Так как наш взгляд устремляется сразу на второй план композиции, у нас появляется ощущение глубины пространства и видового акцента. Мы чувствуем себя твердо и зафиксированно в этом новом мире. Мы будто въехали в город на поезде. Но вот - вокзал. Остановка. Мы выходим из поезда и попадаем на привокзальную площадь. Оглядываемся. Нам открываются виды основных проспектов. Остается только выбрать направление дальнейшего движения. Применительно к интерьеру "площадь", которая нас притормаживает, - это квадрат из мраморных квадратов (пол) и квадрат из подсвеченных стеклянных квадратов (потолок). Потолок с занижением, и это нас непроизвольно разворачивает налево. Туда, где пространство ощутимо раскрывается. И мы, пройдя чуть вперед, к дверям гостевого санузла, видим все основные "проспекты" квартиры - то бишь композиционные оси, бегущие в замысловатые глубины интерьера. Это дает чувство перспективы. Первая ось устремляется через малую гостиную - в столовую. Вторая ось тянется сквозь малую гостиную и центральный декоративный проем в стене - в большую гостиную и далее - в коридор, ведущий в интимную часть квартиры, где находятся спальни членов семьи. Третий же "проспект" ведет нас мимо "читального скверика" и большой гостиной - к кабинету, о солидном приближении коего сигналит стилизованный портал. Вообще мы уже говорили о том, что композиция квартиры - центрально-асимметричная. К этому можно добавить и определение "диагоналевая". Что касается "центральности" интерьера, то ее легче всего обнаружить на плане. И если уж вы на него взглянули, то, конечно, видите "центральную площадь", обозначенную кругом фальшпотолка и двумя пилонами. По обе стороны от пилонов простираются зоны большой и малой гостиной. Еще на плане можно заметить, как "центральную площадь" с разных сторон обрамляют стеночки. Которые выглядят - ну прямо как рамочки! Зона малой гостиной - это микро-зона "читального скверика", полосатая изогнутая стена, пилоны и пятнистая группа: диван и стеночка за ним. С зоной большой гостиной все понятно. Мебель своими цветовыми акцентами еще больше визуально дробит пространство. Но здесь, тем не менее, уютно. А единственное, на что можно дополнительно обратить внимание - это боковая подсветка изогнутой полосатой стеночки. Так сделано, чтобы зрительно ее выявить и отделить от основной стены. За этой стеной - спальня хозяев. Она смещена в плане - отчасти из-за общей "диагоналевой" концепции, а отчасти для того, чтобы выгадать лишнюю площадь под гардеробный шкаф. Он располагается за спинкой кровати и отделен от нее живописным полотнищем батика, натянутым на струны. Стена, примыкающая к двери, пущена волнами и подсвечена. Внизу же, на полу, острым углом "выныривает" из-под паркета мраморный фрагмент. Зона столовой обозначена округлым фальшпотолком, по центру коего - люстра, круглый стол и орнамент-меандр, пущенный по полу. От рабочей зоны кухни столовая отделена дугой декоративной перегородки (с полками). И барной стойкой. И полом: тут - паркет, там - гранит. Санузлы - сплошь гранитные, сплошь бело-серо-черные. Здесь все - по последнему слову техники. По дизайну же санузлы - самые навороченные. Зубчатые серые фальшпотолки будто хищно раскрылись (аки пасть) и явили свету белую люстру. Белая сантехника, расчерченный черными треугольниками пол, черные "дырчатые" шкафы. В общем, впечатляет! Но мы не зря упомянули в начале статьи о годах рождения этой квартиры - 96-97. Два года назад то было. И каким бы узким ни казался временной промежуток, отделяющий Нас-Сегодняшних от Нас-Прошлых, он уже позволяет нам более отстраненно взглянуть на сделанное. И понять, что мы эволюционируем в правильную сторону.