Noblesse oblige
московская квартира общей площадью 240 м2 Владимир Фуражкин
Есть интерьеры, обаяние которых в нарочитой небрежности, случайности деталей. В таких интерьерах неплохо смотрятся разнородные безделушки, самоделки, необработанные поверхности. Дворцовые покои требуют совсем иного решения
Российские художники по интерьерам осваивают крупные формы, обширные пространства. Их привлекает парадная, чуть тяжеловесная эстетика дворцовых покоев: арки, пилястры, позолоченная резная мебель - и гулкий шум шагов, разносящийся по залам. Многие дома в центре Москвы, еще недавно целиком состоявшие из беспокойных и шумных коммунальных квартир, ныне скрывают за своими стенами роскошные апартаменты, между прочим являющие миру безукоризненную работу отечественных мастеров. Мы позволим себе заглянуть в одну из таких квартир.
Здесь нет признаков какого-либо конкретного стиля. Чтобы человек не чувствовал себя подавленным ни пустотой огромных комнат, ни чрезмерной их помпезностью, создатели интерьера стремились соблюсти равновесие между нагрузкой на органы чувств и их расслаблением - между богатой обстановкой столовой и намеренно скромной, функциональной кухней; между шикарной мебелью и относительно скромным дизайном интерьера в холле; между хозяйской спальней, напоминающей парадные опочивальни екатерининских вельмож, и более современной детской комнатой.
Элементы и мотивы декора повторяются в разных планах интерьера: узор на обеденном столе перекликается с рисунком паркета, рельеф стен и потолка угадывается в очертаниях мебели. Еще раз приходит на ум: парадная пышность помещений требует ритуальной продуманности быта и математической точности в сочетании разнородных элементов интерьера. "Как в пулю сажают вторую пулю", - восхитился однажды Пастернак геометрической меткостью создателей града Петрова.
Авторы современных интерьеров - коль скоро они избрали своим идеалом роскошь - вынуждены следовать этому принципу.
Точность и заданность интерьера не исключают его импровизированности. Не следуя, как уже говорилось, никакому конкретному стилю, автор стремился объединить в гармоничном ансамбле шикарную мебель с позолоченной резьбой и инкрустацией; оригинальные двери; стильные шторы и гардины; хрустальные люстры и современные галогенные светильники. Внимание задерживается на предметах роскоши, диковинах, раритетах, - будь то стеклянный столик, укрепленный на двух огромных бивнях мамонта, или резная кровать в спальне. Пространство же существует как бы на заднем плане, давая отдых уставшему от декоративных изысков глазу. Архитектор стремился как можно более эффективно эксплуатировать оказавшиеся в его распоряжении внушительные объемы (большие площади, высокие потолки), а порой - придать им еще и дополнительную глубину за счет ступенчатого рельефа стен и потолка.
Простор и перспектива формируют квартиру, делая возможной всю ту фешенебельную обстановку, о которой здесь идет речь.
Есть интерьеры, обаяние которых в нарочитой небрежности, случайности деталей - случайности, в которой проглядывает хаос жизни. В таких интерьерах неплохо смотрятся разнородные безделушки, самоделки, необработанные поверхности. Дворцовые покои требуют совсем иного решения. Человеческий глаз терпит беспорядок в камерных пространствах, но не приемлет его в торжественной обстановке дворца. Здесь впечатление, оставляемое безупречным качеством и виртуозной точностью исполнения, не должно нарушаться ничем. Вагонка же, к примеру, или дешевая плитка не оставят от него камня на камне.
В квартире есть все, что нужно для комфортного существования. Мы, однако, стараемся увидеть интерьер глазами гостя, и отнюдь не только потому, что нам это сподручнее.
Пока что гостя здесь представить значительно легче, нежели хозяина, - как он ходит, рассматривает, восхищенно цокает языком.
Квартира совсем новая; хозяину еще предстоит неделю за неделей обживать эти пышные апартаменты. В больших пространствах привычный к малым габаритам человек теряется - ему предстоит в корне изменить свой быт, саму систему повседневной жестикуляции. Если об одной из предыдущих работ Владимира Фуражкина мы писали, что ее психологическим лейтмотивом являются чинность и самодисциплина, то для новой квартиры это тем более так. Захочет ли хозяин организовать свою жизнь в соответствующих его жилищу органичных формах - или просторные комнаты новой квартиры останутся для него не более чем помпезными декорациями?
Это вопрос будущего.