Noblesse oblige: Положение обязывает
офис "БОНА-банка" (Москва) Алексей Розенберг Откровенное господство голой строительной фактуры - основа интерьерной эстетики офиса "БОНА-банка"
Как известно, простота формы - краеугольный постулат авангарда. Именно простоты искали основоположники конструктивизма и примитивизма, минимализма и хай-тека. Но несмотря на столь солидную культурную историю, простота, элементарность, прототипичность неизменно привлекают внимание дизайнеров и архитекторов и по сию пору.
Этот принцип и лег в основу проектной мысли, когда Алексей Розенберг разрабатывал интерьерную идею офиса. "БОНА-банк" предпочел разместиться в стилизованном под старину особняке, перевоплощение которого в современный офисный комплекс - задача, которая требует осторожности: контекст обязывает.
Розенберг своеобразно "учел" внешний архитектурно-исторический контекст: интерьер выстроен путем его решительного отрицания. Но так может показаться только на первый взгляд.
Ибо ничто более не роднит смелую новизну с пленительной московской стариной, как красный кирпич. Кирпич выступает в этом офисном пространстве с поистине кремлевским достоинством и державным пафосом: откровенное господство голой строительной фактуры - основа эстетики. Не только стены, колонны в рабочем пространстве, но даже "каркасы" письменных столов - всюду красный кирпич. Сам архитектор уверяет, что "этот выбор продиктован лишь сугубо практическими соображениями". Кроме того, грубая, необработанная фактура идеальна в качестве подходящего фона для картин. Впоследствии это достоинство было в полной мере оценено и использовано в прямом смысле по назначению: здесь разместилась мини-галерея с постоянно пополняющейся экспозицией.
Но красно-кирпичная тема - далеко не единственная. Три этажа представляют собой три самостоятельные художественные системы.
Итак, первый этаж - представительский (клиентский). Помимо решения планировочных задач (наличие различных помещений - операционный зал, касса, переговорные) перед архитектором стояла серьезная проблема - "снять" эффект низких потолков, который возникал из-за массивных, низких несущих балок, существовавших здесь "исторически". Ловкая архитектурная находка нейтрализовала эту досадную неприятность: светлые колонны "разбили" на фрагменты и "продолжили" их по полу. Этот прием зрительно увеличил ущербную высоту помещения. Полупрозрачные стеклянные двери выполнили такую же функцию "по линии горизонтали". С одной стороны, через стекло видно все, что происходит в разных деловых зонах. Таким образом, изолированных помещений как бы не существует: прозрачность создает единое пространство. С другой - на поверхности стекла отражается общий холл, что увеличивает объем.
Мансардный этаж - территория отдыха и релаксации. Он совсем иной, чем может представляться "по логике" первого и второго. Стилистические ориентиры под крышей - культурные реминисценции, недвусмысленно апеллирующие к японской культуре. И все-таки японская тематика цитируется здесь неявно, но "по мотивам", косвенно. И проявляется в планировке пространства, подчеркнуто лаконичной графике, натуральных отделочных материалах: сосна, бамбук, камни. Прямым "заимствованием" являются лишь обеденный стол и светильник над ним, напоминающий меч самурая.