Ностальгия по ХХ веку
квартира площадью 214 м2 в монолитно-кирпичном доме (Москва) Юлия Нестерова
"План дома - это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален", - говорил Фрэнк Ллойд Райт. Что же делать, когда план квартиры стандартный, все стены - несущие и при этом хочется чего-то особенного? Архитектор Юлия Нестерова предложила свой вариант преобразования пространства: замысловатые манипуляции сопредельной категорией времени
Эта квартира - пример удачной попытки реализовать оптимистичный архитектурный сценарий в жестком типовом пространстве. Она расположена в Крылатском, в монолитно-кирпичном многоэтажном доме, который хорошо знаком экспертам по элитной недвижимости: жилье здесь пользуется устойчивым спросом. И все-таки, несмотря на неплохую для Москвы экологию, на в общем-то относительно удачную квартирную планировку, окружающая застройка "давит". "Все - архитектура", - сказал как-то современный классик Ханс Холляйн.
Если в этой формуле "все" заменить понятием "время", получится описание постмодернистского, игрового, по сути, метода, примененного автором квартиры на Крылатских Холмах. Юлия Нестерова, интерпретируя время как категорию архитектуры, пересоздала типовое внутреннее пространство в теплое, удобное и альтруистичное. В целом адекватное характеру его хозяев - симпатичных молодых супругов с детьми двух и шести лет. Городской пейзаж за окном получил новый контекст, стал мягче и дружелюбнее.
Конструкции, материалы, цвет, фактуры в контексте этой квартиры читаются как ассоциативные характеристики времени. Главным становится прием аналогий и уподоблений. Приглушенный блеск золотисто-серебристого патинированного металла в сочетании с темным состаренным деревом становится одной из главных аллюзий условно-исторического времени, отсылающих к мифологическим золотому и серебряному векам.
Шероховатые, приятные на ощупь фактуры обоев и тканей ассоциативно уподобляются поверхностям, над которыми поработало время. Подлинный металл люстры, настольных ламп, посуды сочетается с искусными имитациями: например, пластиковый журнальный стол и обои "притворяются" металлическими.
Продолжая игру аналогий, с цветом и фактурой обоев тонко соотнесены цвет и фактура обивки дивана, та же ткань использована при изготовлении портьер.
Металл, и настоящий и мнимый, выглядит необычно "тепло" для этого материала, создает оптический эффект мягкого сияния. При дневном свете все эти поверхности - скорее серебристые, при свете лампочек - золотистые. Стоит включить электричество, и комнаты мгновенно "теплеют". Светлые тона контрастно оттенены грубоватой ковкой карнизов и подсвечников, напоминающей о Париже начала ХХ века. ("Парижскую" тему в интерьере продолжают стеклянные вазы, статуэтки и серебряная посуда.) Эксперименты автора с цветом и фактурой металла напоминают о работах Ханса Холляйна, для которых характерны изысканные сочетания цветов и материалов и актуальна идея времени. Он разрабатывал ее, например, в знаменитых интерьерах антикварных магазинов... Как часть общей концепции времени, "антикварная" тема присутствует и в московской квартире, представленная мебельными римейками BAKER в стиле шинуазри, - она удачно дополняет условно-"ардекошные" гедонистические формы мягкой мебели FLEXFORM и уютных светильников Gunther LAMBERT.
Великолепный состаренный "китайский" комод, стоящий в гостиной между стройными этажерками, был куплен первым - и стал "первооткрывателем" восточной темы в интерьере, которую постепенно дополняли другие столь же поэтичные предметы: мебель темного дерева, фарфоровые вазы...
Время у каждого свое - об этом красноречиво говорят пастельная цветовая гамма и скромный декор детских, которым противопоставлены роскошные переливы золотого цвета и "парижские" детали спальни родителей.
Но время у всех еще и неумолимо общее - утверждает гостиная, смешавшая на едином пространстве время китайской эпохи Сун, утро в парижском салоне и вечер у английского камина. "Общее" время неторопливо и убедительно. Оно раздвигает домашние горизонты и успокаивает. И хотя не способно одномоментно изменить типовую городскую застройку, в его власти убедить нас посмотреть на нее философски.
Юлия Нестерова:
"Заказчикам понравилась моя "голландская" квартира, опубликованная в журнале SALON (обе квартиры, кстати, находятся в одном доме). Но они хотели что-то свое, особенное. Я сделала интерьер в условном, игровом стиле, ассоциативно восходящем к ар деко. Мы вместе с заказчиками ездили в Париж, выбирали вазы, посуду, статуэтки, зеркало для спальни и так далее; вообще работали в тесном сотрудничестве. У нас получился "мягкий", чуть ностальгический по настроению интерьер".