Новая эклектика: квартира с эффектным и символичным интерьером

Архитектурная студия DZM, при активном участии выдающихся российских художников и мастеров, создали уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге. Проект назвали философично — «Времена года».

Дата публикации 16.12.2024

Текст: Юлия Сахарова

Фото: Иван Сорокин

Автор проекта: Дмитрий Мудрогеленко

Журнал: Salon Interior 12/2024

Площадь: 480 кв. м

В названии заложены глубокие смыслы: оно и о временах года, и о «временах» жизни, и об исторической, культурной памяти человечества. За сплошным остеклением двусветного пространства вслед за сезонами меняется сад, напоминая о ценности каждого мгновения, а интерьер впечатляет масштабностью подхода, уникальными решениями, красотой каждого элемента. Закрытый с улицы стенами дома «райский сад» напоминает нам о висячих садах Семирамиды. Остекление с особым напылением усиливает солнечный свет. Эта сильная архитектурная идея актуальна для Санкт-Петербурга с его бесчисленными дворами-колодцами.

Двусветное пространство гостиной. В центре композиции — камин, отделанный мрамором Sahara Noir. С боков его симметрично фланкирует квадриптих — авторский барельеф «Времена года» — современная интерпретация сюжета Жана Гужона. Справа вверху: весна с кувшином, из которого льется вода — символ рождения жизни. Справа внизу: лето с тиарой из копны колосьев пшеницы и легким музыкальным инструментом в руках. Слева внизу: осень с кувшином вина и виноградной лозой. Слева вверху: зима с ледяной тиарой и кувшином у ног с замерзшей водой. Взоры нимф обращены на камин, как символу Солнца, вокруг которого по часовой стрелке обращается Год. В карнизе камина повторяется мотив банановых листьев из главного лепного мотива интерьера. За панорамным окном — вид на внутренний сад.

Слева вид на авторский барельеф «Времена года» с галереи второго этажа. Ограждение галереи выполнено из матовой латуни. На потолке и карнизах — оригинальная композиция из гипса. Справа фрагмент прихожей. Картина «Свет ночи» в технике арт-квилт Беллы Байковой (член Союза художников России, секция монументальной живописи). Консоль, зеркало Specchiera Impero — все Angelo Cappellini.

Работы над этим грандиозным проектом шли более трех лет. Отвечая на вопрос о том, как же удалось реализовать столь уникальный многосложный и многодельный объект, архитектор Дмитрий Мудрогеленко цитирует Чарльза Камерона: «Искусствам естественно стремиться к своим ценителям и друзьям». Между архитектором и хозяевами-супругами сложилось редкое взаимопонимание. Дмитрий особенно отмечает роль заказчиков, которые и вдохновили на творчество, и приняли деятельное участие в проекте на всех его этапах.

Двусветная гостиная. На втором этаже — за лофтовой перегородкой — приватные помещения. За раскрытыми дверями гостиной — кухня-столовая. В архитектуре и декоре сочетаются классические и хай-тек элементы. Мотив лепного фриза необычный — листья банановой пальмы. Диван современный — Windsor от Arketipo; журнальный столик — ампирный по настроению, сделан на заказ в России.

Столовая. На дверях — уникальная резьба, на стенах — панели с вышивкой Стаса Лопаткина в стиле шинуазри, на потолке — парафраз оригинального потолка из исторической питерской квартиры, расположенной на Вознесенском проспекте.

Слева барный остров выполнен по оригинальному проекту, маскароны на углах — своеобразный оммаж ангелам на шпиле Петропавловского собора. Люстра Glass&Glass. Справа стройные колонны выполняют несущую функцию, их стволы выполнены из оселкового мрамора в тон травертина, коринфские капители отлиты из гипса. Люстра (Lasvit) изготовлена на заказ по эскизам автора проекта (автор проработки Katarína Kudejová Fulínová); в ней 220 подвесов и 30 светильников.

Яркий индивидуальный стиль интерьера архитектор называет «новая эклектика». Вот что он рассказывает о том, как появилась эта стилистика: «Перед нами встал вопрос о новаторстве и историзме в интерьере. Здесь важным фактом является то, что мы называем новой эклектикой: гармоничное соединение исторических стилей и модернизма. Мы учитывали тот факт, что современные люди воспринимают модернисткую, с элементами хай-тек архитектуру и дизайн на уровне одного ретроспективного горизонта со стилями историческими (до 1914 года). То есть для нас модернизм — архитектура в духе Мис ван дер Роэ или, допустим, иконы своего времени «Черного квадрата» Малевича, созданные сто лет назад, — никакой уже не манифест, не вызов, не открытие (которыми они являлись в момент своего появления и потом еще долго), а также уже классика. На интерьер, как и на весь современный дизайн, мы посмотрели именно с этого ракурса. На объекте трудилось много молодых мастеров: они тоже так чувствуют».

На стенах холла — шпон ореха в геометричной раскладке, лепные узоры; на полу — слэбы мрамора с бордюром в технике флорентийской мозаики. Холл украшает скульптура Hippo Ballerina датского художника Bjorn Okholm Skaarup. Бронза, 2019.

Рабочая кухня на первом этаже. Стены отделаны слэбами мрамора редкого сорта в эффектной раскладке. Монохромная мебель подобрана в гамме мрамора. Кухня, Snaidero. Люстра Baga.

Эклектика — сложный жанр, которому нужна основа, «твердая почва». Создать гармонию авторам помогла формула «дизайн как продолжение архитектуры». Это один из главных принципов работы архитектурной студии. «Раньше архитекторы решали сначала фасад дома, — объясняет Дмитрий. — Архитектор был прежде всего рисовальщиком. Планировка помещений внутри дома носила вторичный характер. Таковы старинные здания Санкт-Петербурга. Модернизм же провозглашает отправной точкой свободную планировку и крупный внутренний объем. Также и в нашем проекте «Времена года». Мы в современные пространства привнесли античные декоративные элементы — чтобы сделать их выразительными, индивидуальными, немного романтичными и неповторимыми — соответствующими духу историзма».

Для органичности восприятия здесь это не копирование образцов, допустим, какого-то палаццо, и не просто мебель в духе условной «Захи Хадид» в историческом интерьере: это абсолютно авторский, стопроцентно персонализированный под заказчика интерьер, в котором каждый элемент индивидуально прорисован и создан вручную.

Верхний холл лестницы. Большой картуш, нарисованный в комбинированной технике гризайль в ренессансном стиле, гармонично сочетается с современными лепными узорами стены. Потолок — кессонированный, в духе лучших классических образцов.

Детская оформлена в нежном небесно-голубом оттенке. Потолочный плафон украшен люстрой с рельефным медальоном — головой Медузы горгоны (стекло, запекание в печи). Эта также работа российских мастеров. На стене — панно с вышивкой Стаса Лопаткина.

Например, огромный лепной картуш из гипса над пролетами лестницы — это новая авторская работа. В детской и столовой установлены панно с вышивками модного питерского модельера Стаса Лопаткина. Светлана Серебрякова, ученица знаменитого скульптора М. К. Аникушина, создала лепные барельефы в гостиной, символизирующие четыре времени года. За образец взяты античные образы, а вдохновением послужили ренессансный «Фонтан нимф» Жана Гужона в Париже и скульптура «Зима» Мориса Фальконе. В центре этой асимметричной композиции — портал камина из мрамора Sahara Noir, с зеркалом и рамой.

В приватных помещениях повторяются мотивы первого этажа, но они «звучат» мягче: в этой детской — мотив банановых листьев (параллель к орнаменту карниза в гостиной). Кровать выполнена на заказ в России. Светильник, Sigma L2.

Ванная комната хозяев при спальне. Отдельно стоящая металлическая ванна в старинном стиле — еще один штрих к концепции «новой эклектики». Картуш с путти вдохновлен картушем из ватиканской коллекции ХVI века и росписью из исторического здания Главного штаба по проекту Карла Росси.

Осевые композиции — важный элемент архитектурного решения. Так, на одной оси расположены гостиная и парадная кухня-столовая, а также главная спальня на втором этаже, спрятанная за лофтовой стеклянной перегородкой. За откатными дверями кроется встроенная рабочая зона парадной кухни. Остров выполнен по оригинальному проекту, маскароны на углах — своеобразный оммаж ангелам на шпиле Петропавловского собора. На потолке столовой — парафраз оригинального потолка из исторической питерской квартиры, расположенной на Вознесенском проспекте. Здесь вообще много петербургских ассоциаций, ведь создавали его именитые петербургские мастера, признаваясь в любви к своему городу.

Фрагменты спальни хозяев. Из панорамных окон открываются впечатляющие виды на сад и гостиную. Характер помещения камерный: на стенах — бело-синие текстильные обои с орнаментом туаль де жуи (отрисованные в России и распечатанные на фабрике Sirpi), шторы сливочного оттенка, щитовой паркет из тикового дерева.

Фрагмент гостевого санузла. «В работе использовали синтез технологий, — объясняет автор проекта, — соединяя традиционную ручную обработку, современные возможности компьютерного моделирования и последующее изготовление деталей с применением высокоточных станков. Здесь много уникального и рукотворного, что отвечает запросам взыскательных заказчиков».

Планировка