Новая жизнь старой мансарды
двухуровневая квартира (235 м2) в мансарде Ольга Шестопалова
Обычно процесс создания интерьера и процесс его обживания разделены во времени. Свой окончательный облик, соответствующий характеру и привычкам обитателей, дом приобретает постепенно. Но в нашем случае проектировочные и строительные работы осуществлялись в постоянном сотрудничестве с хозяйкой квартиры. Поэтому интерьер с первого момента нес на себе явный и красноречивый отпечаток ее индивидуальности
Начнем с того, что квартира занимает мансарду старого дома. Причем все возникающие при упоминании о мансарде ассоциации (с жизнью богемы, с художественной мастерской и т. д.) находят подтверждение в оформлении интерьера.
Коллекция живописи, мольберт, уверенно расположившийся в одной из комнат, элегантный и немного надменный белый рояль в кабинете, полихромное стекло светильников и витражей - эти и другие "опознавательные знаки" недвусмысленно свидетельствуют об артистических вкусах хозяйки. И каждая вещь стала неотъемлемой частью ансамбля квартиры, где детали играют не меньшую роль, чем общее решение. Недаром многие предметы - камин, светильники из цветного стекла, витражи - выполнены по индивидуальному заказу. В общем, очевидно, что превыше всего здесь ценятся не роскошь и внешний блеск, а уникальность вещи, ее способность вступать в резонанс с характером и настроением человека.
Таково первое впечатление. А дальше... Не правда ли, всякий раз, когда начинаешь внимательно рассматривать тот или иной интерьер, возникает потребность узнать его историю, "легенду"? Нечто подобное мы чувствуем в отношении уникальных исторических сооружений.
Вникая в пережитые ими перестройки, даже до неузнаваемости преобразившие первоначальный облик, лучше понимаешь смысл нынешней организации пространства, тонкости планировки и декора. Впрочем, мы отвлеклись. Не пора ли обратиться к "истории" нашей мансарды?
До перепланировки квартира представляла собой однообразную череду комнат, выстроившихся вдоль длинного коридора. Завершался коридор кухней. Таким образом, перед архитектором Ольгой Шестопаловой встала задача преодолеть монотонность пространства, создать цельную и одновременно "нескучную" композицию. На плане видно, каким образом эта цель была достигнута. А именно - благодаря отступлениям от центральной оси, введению в структуру пространства элементов асимметрии. Не менее существенны перепады уровней пола, позволяющие разъединить хозяйскую и гостевую части дома, а также отличия в оформлении отдельных помещений.
Эти отличия сразу бросаются в глаза. Хозяйская половина, где расположены спальня и кухня-столовая, выглядит подчеркнуто просто и скромно, что нельзя не признать логичным. Но просто - не значит скучно. Здесь доминируют спокойные по цвету, ровные поверхности стен и потолка. На таком фоне особенно ясно читаются легкие и упругие очертания кованой мебели (кровать в спальне, стол и стулья в столовой). Удачной находкой стал и угловой вход в спальню. Он, в согласии с общей идеей интерьера, словно "уклоняется" от центральной оси, располагаясь по отношению к ней по диагонали. Это позволило к тому же оставить свободной стену между спальней и столовой. Здесь же, в частной половине квартиры, сгруппированы все второстепенные помещения, причем очень компактно.
Декоративное начало заметно усиливается в публичной части квартиры - в комнатах, непосредственно примыкающих к холлу и предназначенных для приема гостей. Это "готическая" гостиная и более интимный неоклассический кабинет.
Именно они олицетворяют два полюса традиционной оппозиции, воплощенные в интерьере. Игра красок и эффектных форм с одной стороны - и классическая ясность, восходящая к античной культуре, с другой. Впрочем, противопоставление в данном случае не абсолютно: в оформлении гостиной присутствует определенная доля сдержанности и лаконизма, тогда как кабинет по-своему очень романтичен.
Особо стоит отметить безупречную графику гипсовой лепнины в кабинете. Ее рафинированная строгость - результат долгого и тщательного отбора вариантов. Работа велась в направлении от простого к сложному - и обратно к простому, но уже пластически обогащенному. В сочетании с теплым розовым оттенком стен такой декор вызывает в памяти неоклассические интерьеры начала XIX века, времен увлечения античной Грецией. Это классика, далекая от прямолинейности; строгость, смягченная сентиментальными и женственными полутонами.
Если кабинет - уединенное, почти автономное помещение, то ядром общего ансамбля, несомненно, стала большая гостиная. Ее доминирующее положение в квартире подчеркнуто и появлением светового колодца, который резко увеличивает масштаб комнаты, и разнообразным, хотя и очень сдержанным декором. Весь декор объединен темой готики, увиденной сквозь призму романтизма. Здесь есть и камин, и декоративная стрельчатая аркада, и витражи вдоль перил лестницы, ведущей на второй уровень. Но эти содержательные и формальные отсылки, из-за которых и складывается "готическая" атмосфера гостиной, лишены прямолинейности. Они остаются скорее тонкими намеками, нежели буквальными иллюстрациями. Нет в них и готической сумрачности, едва ли уместной в современном жилом интерьере. Достаточно заметить, что витражи по своему рисунку - явно из дня сегодняшнего. Повторяющийся мотив концентрических полукружий вызывает ассоциации с восходом солнца.
Отдельного разговора заслуживает бильярдная, находящаяся на втором уровне. По стилистике она заметно отличается и от основных интерьеров представительской части дома, и от хозяйской его половины. Балки из неокрашенного дерева свободно скрещиваются над головой. Образованная ими впечатляющая конструкция делит пространство по горизонтали. Мы словно оказываемся по ту сторону несуществующего, но подразумеваемого потолка. Это неожиданное и почти суровое выявление несущей конструкции "разбавляет" очень женскую по духу квартиру отчетливыми мужскими нотами.
Оформлению каждой комнаты соответствует подбор освещения. В спальне это настенные светильники с металлическим каркасом, расположенные по обе стороны аналогичной по стилю кровати. Столовая и бильярдная украшены мозаичными люстрами из цветного стекла.
Парадный и одновременно романтический характер гостиной тоже потребовал люстры - в ее лучах витражи переливаются всеми цветами радуги. И наконец, настенные светильники в форме факелов и круглая люстра выполнены в том же антикварном стиле, что и воспринявший их кабинет.
При желании в квартире можно разглядеть и другие стилистические аллюзии. Скажем, переход из холла в гостиную оформлен в виде арки характерного силуэта - он определенно навеян культурой рубежа веков и стилем модерн. Но при этом архитектор благополучно избегает вычурности и иллюстративности, которые нередко воспринимаются как неотъемлемые черты эклектики. Ему удается найти тот единственно верный тон, который и служит общим знаменателем для разнородных составляющих. Готика мирно соседствует с классикой, а классика с модерном - и их встреча приводит к органичному, взаимодополняющему единству.