Новый свет
Euroluce-2005 в Милане
За последние три тысячи лет мебель изменилась совсем чуть-чуть: поменялись формы ручек и ножек, добавились встроенные механизмы, появилось несколько новых материалов... В общем-то и все. Другое дело свет: от костров мы перешли к факелам и свечам, от свечей - к лампам накаливания, а скоро и они прикажут долго жить, уступив место светодиодам. Иными словами, в свете - как в дизайне, так и в технологиях - все время что-то происходит. Отчет об изменениях последних двух лет был представлен в апреле на миланской выставке Euroluce
Чего нет
На прошлой выставке Euroluce, ровно два года тому назад, показывали большие, в человеческий рост люстры, абажуры из прозрачного стекла... В моде были светильники геометрические, похожие на куб или шар, которые светились желтым, красным, зеленым светом. Сейчас все изменилось. Никто больше не хочет наблюдать сквозь прозрачные стенки, как устроены лампочки. Все вновь полюбили цветные абажуры и льющийся сквозь них белый свет. Огромный рост, как, впрочем, и геометрия, больше не пользуется спросом (хотя, разумеется, довольно часто встречается). Зато развилось направление органическое: формы светильников все чаще напоминают природные, самая востребованная из которых - гибкая волнистая змейка.
Старая история
Есть мнение, что все самое интересное происходит сейчас в классическом дизайне света. Мнение не бесспорное, но заслуживающее внимания. Главным образом потому, что классический свет действительно несказанно хорош. Светильники из венецианского стекла делают небывало ярких цветов: зеленого, оранжевого, красного (первые здесь BAROVIER&TOSO и DE MAJO), люстры украшают роскошными кристаллами SWAROVSKI, многократно умножающими свет (BABY GROUP), и т.д. В результате сражены все, даже архитекторы-минималисты, которые планируют украсить этой барочной роскошью бетонные стены.
Светские новости
LED сейчас самое популярное и часто употребляющееся на выставке Euroluce слово. Светодиоды используются везде. Есть мнение, что в течение следующего десятилетия они полностью сменят лампы накаливания, с которыми мы жили весь прошлый век. Они более энергоемкие, могут работать 40-50 лет, и технологии LED развиваются так быстро, что даже опережают строящиеся в их отношении прогнозы. С точки зрения дизайна это даст большую свободу для самовыражения и, как говорят, приведет к смещению акцентов с функционального на эмоциональный дизайн.
О прекрасном
К выставке Euroluce солидное немецкое издательство Taschen, знаменитое в том числе серией книг по современному дизайну, выпустило новый двухтомник про свет. Авторы книги Шарлотт и Питер Филль провозгласили новый эстетический идеал XXI века. По мнению Филлей, технологии, новации, свет как таковой играют подчиненную роль, тогда как главная принадлежит... поэзии, "которая отражает нашу тоску по прекрасной Аркадии, дающей убежище в мире всеобщей нестабильности, и возвращает нас в мир детства". Соответствующих вышеозначенным критериям предметов на выставке было несколько: из них главный - светильник Tulip от QUASAR.
Но гражданином быть обязан...
Дизайнеры не занимались политикой уже очень давно. После великих битв прошлого века, казалось бы, восторжествовал лозунг "Служенье муз не терпит суеты": искусство наконец отделилось от государства. Единственно допустимым острым вопросом стала защита окружающей среды, единственным спорным - вопрос, этично или нет использовать мех несчастных зверушек. Всеобщую политкорректность одним махом разрушил Филипп Старк, показав на Euroluce сразу две новые "гражданские" коллекции. В первой - позолоченное оружие в качестве подставок, во второй - нарисованные шприцы. Вызвав, как обычно, скандал и споры на грани дизайна, политики и этики, Старк планирует не останавливаться на достигнутом (интервью).
Просто фантастика
Главной новинкой миланской выставки света многие считают люстру Zeppelin (FLOS) дизайнера Марселя Вандерса. Сделана она из синтетического материала, изобретенного в 1950-е годы, что не мешает ей быть похожей на люстру из Хогвардса - знаменитой школы Гарри Поттера. Подтверждения тому - покрывающая люстру вековая паутина и подвешенный к ней магический хрустальный шар. Независимо от того, знаком или нет Марсель Вандерс с творчеством Джоан Роулинг, придумавшей историю про Гарри Поттера, влияние художественной литературы на дизайн недооценивать нельзя. 40 лет назад дизайнеры увлекались научной фантастикой и полетами на Луну, 20 - звездными войнами, сейчас - компьютерными играми и сказками для детей. Прогресс не стоит на месте.
Андреа Мариан
W.W.T.S.
"В современном свете я не заметил ничего принципиально нового с точки зрения дизайна. Большинство компаний слегка изменили модели прошлых лет - и только. Новое здесь - это технологии, в первую очередь с применением светодиодов. Сейчас особенно часто их используют
в общественных интерьерах. Другое дело - классика. У производителей классического света новые цвета, новые коллекции. Классики, и только классики создают современную световую моду. Возьмите, к примеру, компанию BAROVIER&TOSO. В этом году у них был самый красивый стенд на выставке. Их новая коллекция - классические венецианские люстры ярких цветов."
Евгений Бакаев
Room
"По традиции одну из самых интересных коллекций показала компания FLOS. Большая часть стенда FLOS была посвящена Старку, его новой серии Guns, которую он сделал, как известно, для своего нового московского ресторана Bon. В производство она будет запущена только в ноябре, но, наверное, уже в июле появится в витрине галереи Room. В отличие от мебельной выставки, где, на мой взгляд, сейчас наблюдается полное отсутствие тенденций, на выставке света их было много: в первую очередь светодиодная технология, тема классики с использованием новейших материалов и повсеместно свет, меняющий цвет."
Андриан Куликов
Domus Aurea
"Euroluce задает тон в том, что касается тенденций в дизайне света. В этом году свет был более роскошным, более сложным с точки зрения материалов и техники исполнения. Стилевые тенденции - это новые интерпретации классики, 60-е, ар деко... Надо отметить, что в последние годы в выставке активно участвуют неитальянские производители света. На Euroluce они показали очень убедительные коллекции, которые, несомненно, привлекли внимание российских профессионалов. Я говорю о VerPan, Brand van Egmond, Quasar, Aqua Creations, Ingo Maurer..."
Ашот Арутюнян
Artemide
"На стенде ARTEMIDE была представлена новая концепция Оливьеро Тоскани - знаменитого фотографа, ранее креативного директора компании BENETTON. ARTEMIDE и Тоскани придумали новую концепцию стенда, на котором было показано 28 новинок, принципиально отличающихся не только от всех прежних коллекций ARTEMIDE, но и от всего, что было представлено на выставке. Поскольку компания широко известна как производитель интерьерного света, в этом году было решено сделать акцент на свет архитектурный - он составил 60% всех новинок."