Новый взгляд на дачу

частный дом пощадью 260 м2 в пригороде Санкт-Петербурга Олег Федоров

Дата публикации 20.05.2003

Фото: Петр Лебедев

Текст: Наталия Шустрова

Автор проекта: Олег Федоров
Михаил Либман

Журнал: N3 (70) 2003

Это фешенебельное дачное место всегда обладало особой, магической аурой. Сосновый лес, Финский залив, писательские дачи издавна формировали представление об этом ближнем пригороде Петербурга как о потерянном рае. И хотя новый деревянный дом появился здесь всего несколько месяцев назад, его облик стал современным парафразом исчезающего мифа, в полном соответствии с окружением У деревянных домов своя история. Сам материал - живой, податливый и в то же время на удивление упрямый - диктует свои законы. К деревянным домам чаще, чем к каким-либо иным, применяют определение "типовой". Не стал исключением и этот особняк, построенный в заповедной зоне, где новое строительство почти не ведется. А те счастливцы, которым все же удается приобрести здесь участок драгоценной земли, вынуждены считаться со сложившимся стилем застройки, где преобладают небольшие финские коттеджи. Новый дом идеально вписался в контекст доминирующей - дачной - стилистики поселка. В окружении вековых сосен он кажется органичным дополнением к пейзажу. И даже нагота свежего бруса на фоне заснеженного леса не раздражает, так как сруб был тонирован и изнутри и снаружи. С точки зрения планировки и пространственной композиции дом вполне традиционен, в его основе - стандартный проект, слегка адаптированный к нуждам конкретного семейства. В интерьерном решении ставка была сделана на усилия декоратора, которому предстояло сформировать индивидуальный образ строения, не прибегая к архитектурным средствам. Петербургский декоратор Олег Федоров блестяще справился с задачей. Сегодня лишь пристрастный взгляд позволит обнаружить в интерьере приметы авторского замысла. Для большинства гостей более правдоподобной кажется другая версия: интерьер сложился с течением времени естественным образом. Визуальному объединению внутреннего и внешнего пространств служит не только архитектура дома, но и материал, из которого он сделан. Растущие на участке сосны становятся полноправной частью интерьера - живой картиной в оконной раме. Интерьер и экстерьер не соперничают друг с другом, а мирно сосуществуют, вовлекая в свое "сообщество" и окружающее пространство. При этом интерьер максимально открыт вовне, "врезаясь" в пейзаж килем эркера и продлеваясь снаружи лентами террас. Не пытаясь согласно модной тенденции скрыть деревянный брус под слоем гипсокартона и штукатурки, Олег Федоров "нивелировал" его при помощи цвета. Таким образом удалось сохранить неприкосновенными все достоинства деревянного дома, главное из которых - экологичность, и при этом избежать "чрезмерности" дерева. Именно таким представляла свой дом интеллигентная супружеская пара: светлым, открытым и ненавязчиво-стильным - без громоздкой мебели, без откровенной роскоши, призванной не столько радовать хозяев, сколько поражать гостей. Стиль кантри, апеллирующий к деревенской тематике, также не соответствовал менталитету владельцев. Федоров избрал микшированную стилистику. Несмотря на декоративную полифонию, в которой угадываются сразу несколько тем, общая тональность интерьера стремится к некоей точке покоя, эмоциональному нулю. Патриархальная наивность массивного камина уравновешивается "холодными" формами минималистских диванов. Цвет и форма кухонной мебели, сделанной на заказ, создает едва уловимый пасторальный флер, но - без нарочитого деревенского акцента. Фальшивые балки в двусветной гостиной "притворяются" несущей конструкцией, однако это чистая декорация, необходимая для придания остроты пресному сюжету. В спальне тяжелая кованая кровать соседствует с ажурным испанским шкафчиком. Оба предмета искусственно состарены, тем не менее их внешний вид не вызывает ассоциаций с древностью. Скорее они похожи на фамильные вещи, утратившие чрезмерный лоск вследствие артистической небрежности владельцев. Олег Федоров: "Когда работаешь с новым заказчиком, важно добиться доверия. К концу третьего месяца его удалось завоевать. С этого момента хозяйка дома даже перестала задавать вопросы: она пришла к убеждению, что все будет так, как надо. В сущности, это был спринт со всеми вытекающими из бешеной скорости сложностями. Но я доволен тем, что сложности были, а последствий спешки нет, поскольку образ сложился сразу и предметный ряд объекта стал его логическим продолжением".