О русском дизайне…
4 вопроса российским дизайнерам
Дизайнер Юлия Галанина: 1. Для того чтобы автор мог увидеть задуманное, в России он должен стать одновременно производителем либо (при наличии производителя) менеджером проекта, то есть двигателем нового продукта. Это такой непростой путь! Он лежит через создание команды, через четкое понимание задач собравшихся людей. 2. Я стараюсь представить образ человека или группы людей, для которых я проектирую. Это происходит в момент, когда существует еще только идея. Картинки появляются, когда есть ощущение, что эта вещь действительно нужна людям, что ею приятно пользоваться, что она технологична. 3. Чувствую, что у меня на подходе линия мебели по особой технологии с использованием лакового покрытия - по крайней мере, картинки уже есть. А еще хотелось бы сделать столовые приборы и посуду - меня очень вдохновляет работа конструктивистов в этом направлении. 4. Я восхищаюсь работами дизайнера Ольги Попыриной-Торсен (Olga Popyrina Thorsen). Она проектирует предметы интерьера и свет для ведущих марок. У нее, как и у меня, свое дело, и она очень организованна - работает по 10 часов в день и при этом хорошо себя чувствует и много путешествует.
Дизайнер Игорь Чапурин: 1. Я, безусловно, считаю себя русским дизайнером. Но проявляется это не в прямых ассоциациях с отечественной историей, а в моем мироощущении, настроении коллекций, деталях, которые может заметить только профессионал. 2. Это вечный вопрос - баланс между творчеством и бизнесом. Естественно, я разрабатываю коллекции, опираясь на свое видение, спрашивая себя, что я хочу предложить публике в этом сезоне. Но и общение с клиентами Дома, профессионалами fashion-индустрии оказывает на меня влияние. 3. У нашего Дома уже есть проекты, связанные с дизайном интерьера, разработкой фирменного стиля, театром, промышленным дизайном… Мы всегда открыты для новых предложений. Интересно было бы сделать дизайн интерьера авиалайнера или автомобиля. 4. В истории моды есть грандиозные фигуры, перед которыми я преклоняюсь, - Коко Шанель, Ирэн Галицина, Жанн Ланвен…
Архитектор-дизайнер Владислав Савинкин: 1. Мы прекрасно разбираемся в мировом дизайне, но, говоря о нас самих, эту свою российскую самость, свой дизайн - как национальную идею - родить никак не можем. На мой взгляд, дизайн по-русски - это как-то тактильнее, глубже, натуральнее, острее, грубее, с занозами, уколами и передозировками. 2. В изделиях промышленного дизайна приоритетом для меня является прежде всего новизна. Плюс понимание, что это изделие должно выпускаться серийно и обязано продаваться. 3. В ситуации, когда ты и так ежечасно прикладываешь руку к объекту или предмету, хочется приложить руку к чему-то более значимому, например к самой жизни. 4. До сих пор, как ребенок, не могу без трепета и восхищения реагировать на серию гофрокартонных кресел Фрэнка Гери, созданных им еще в 70-е и обнаруженных мною в студенческие годы. Сделанные просто, из доступного материала, безумно удобные и художественно выразительные, они стоят во всех мировых музеях дизайна, фешенебельных частных виллах, но, к сожалению, так и не выпускаются массово.
Архитекторы Михаил Барашков, Эдуард Андреев: 1. Дизайн - он или есть, или его нет (вне зависимости от национального происхождения). Можно говорить только об авторском почерке… 2. Так как мы работаем для европейских производителей, для нас главным фактором является будущий коммерческий успех изделия. Если забыть об этом, то можно говорить только об авторских изделиях, созданных в единичных экземплярах. 3. Мебель - это то, что мы умеем делать. Всегда весело, когда видишь свои работы в самых неожиданных местах. 4. По-настоящему радуют творческие успехи российских коллег в мире! Надеемся, что, когда будет достигнута критическая масса успеха российских дизайнеров, улучшится имидж нашей страны.
Архитектор Евгений Полянцев: 1. На протяжении столетий, да и сегодня, россияне умели находить простые и неординарные решения как для сложных, так и для традиционных задач. Наверное, это и есть дизайн по-русски. 2. Зачастую собственный вкус и уж совершенно точно мнение других не могут быть ориентирами в поиске. На мой взгляд, главное - пробраться через стереотипы, попытаться взглянуть на давно знакомое и общепринятое по-другому. К слову, идея структуры стеллажа Rosa для EMMEMOBILI тоже появилась из очень простого и понятного всем сюжета. В процессе работы над одним из интерьеров заказчик попросил разместить где-то свои старые книги - большие, маленькие, пожелтевшие, но родные. Решение пришло само собой: полки не должны быть горизонтальными. Произвольно наклоненные друг по отношению к другу, они напомнят ту до боли знакомую многим замечательную атмосферу беспорядка со стопками книг на полу, стульях, письменном столе. 3. Чрезвычайно привлекает, правда, одновременно и отпугивает тема стула и стола - сделать хороший стол или стул так же "просто", как изобрести велосипед. 4. Не перестаю восторгаться светильниками Инго Маурера. Неожиданно все - идеи, темы, материалы...
Дизайнер, архитектор Виктория Фомина: 1. Точнее всех выразил суть русского дизайна В. Набоков в своих ремарках к пьесе "Изобретение Вальса". Описывая ее сценографию, он настаивал, чтобы не было никаких "конструктивистских платформ", писал, что "мундиры должны сверкать, а генералы должны быть красивы, как рождественские елки". 2. Когда мы придумываем новую вещь, это всегда некое прозрение, внезапное и очень ясное ощущение, что эта вещь должна быть именно такой, и никакой больше. Здесь играет роль не личный вкус и не конъюнктура, а ощущение верности. 3. Хотим "сдизайнировать" коллекцию ширм. Ширма - это, с одной стороны, картина, а с другой - полезная вещь. Есть в ней какая-то магия. 4. Нас восхищают обои Guns+Roses от дизайнеров Timorous Beasties - на них нарисованы красивые буржуазные розы на фоне пунктирных полосочек, которые при ближайшем рассмотрении оказываются изображениями трассирующих пуль. Еще восхищает секретер "Архитектура" от Форназетти (совместно с Джо Понти).
Дизайнер Элла Глянцева: 1. На мой взгляд, можно провести аналогию между русским дизайном и русским футболом. Вся страна - специалисты, тренера приглашают зарубежного, а до чемпионата мира - как до Луны. 2. Главным мерилом для меня является вопрос, купит ли кто-нибудь этот шедевр. А вкус - понятие очень субъективное. Я стараюсь создавать коллекции с максимально возможными вариантами финишной отделки. Одно и то же панно в финише под старый