О земном и небесном
Частная резиденция в дворцовом стиле
Первая реакция - удивление. Здесь всего очень много, слишком много впечатлений, которые, в свою очередь, вызывают наплыв ассоциаций. Перед внутренним взором начинают мелькать дворцы Екатерининской эпохи, монументальные росписи в храмах ХIХ века, вспоминаются литературные истории Лескова и Бажова о русских мастерах. Проходя из холла в гостиную, поднимаясь по лестнице на второй этаж, обращаешь внимание на литые чугунные балясины, которые так эффектно контрастируют со светлым мрамором, на лепные орнаменты и фрески, и тогда уже складывается целостная картина этого интерьера. Безусловно, эклектичного, где-то на грани сочетаемости приемов, и именно поэтому очень интересного.
Первый этаж, парадный, оформлен в духе ампира с отдельными барочными цитатами. Здесь находятся холл, гостиная и каминная, а также комната с настоящим мраморным бассейном (ее между собой авторы называли «античный дворик»). Здесь же, в открытом пространстве гостиной, - столовая. На втором этаже - приватные помещения - спальни, кабинет, детская, декорированные в стиле ампир. На третьем этаже еще одна гостиная-столовая и гостевые комнаты. Тут уже заметно влияние стиля модерн. Есть еще цокольный этаж, там размещаются кухня и хозяйственные службы.
Мебель подобрали самую разную - от золоченой необарочной в гостиной до стилизованной под готику Викторианской эпохи в парадной столовой. Этот прием существенно оживил интерьер, несколько понизил градус величественности, определяющей характер этого дома (а хочется сказать дворца). Ту же роль играют и аксессуары. Так, во второй столовой, оформленной в «охотничьем» стиле, это антикварное оружие и шлем, экспонированные на специальной стойке, картины с изображением животных, игрушечные латунные пушки. Или, например, в холле второго этажа перед зеркалом в роскошном обрамлении из резного мрамора (византийские колонны, увитые виноградной лозой) - два небольших напольных канделябра в виде фигурок.
Интерьер очень многодельный, с тонко проработанными деталями. Это замечаешь несколько позже, когда оценишь размах крупных приемов - масштабной живописи, отдельных «градостроительных» моментов в организации пространства (вспомним гостиную, решенную как античный дворик). И тогда уже обращаешь внимание и на изысканный рисунок мрамора, и на то, что лестница украшена шарами, выточенными из полудрагоценного камня... Но, кажется, чтобы рассмотреть и оценить все, вплоть до мелочей, в этом доме нужно жить.
Автор проекта Борис Белоногов: «Мы пришли на объект на стадии коробки: стены, перекрытия, проемы, крыша. Заказчик рассказал нам, что он хотел дом в старинном стиле, но не в каком-то конкретном, а в условном, красивую стилизацию. Было и особое пожелание - чтобы интерьер был украшен росписями на библейские сюжеты... Так появился дом-дворец, в декоре которого можно отыскать цитаты из самых разных классических стилей - от барокко до модерна»