Обратная перспектива
двухуровневая квартира общей площадью 342 м2 (Москва) Нана Геташвили
Вход на лестницу напоминает крыльцо особняка. Огромное окно великолепного французского балкона смотрит в гостиную, превращая ее во внутренний дворик...
Все внешние (уличные, фасадные) признаки обращены внутрь помещения, а жилые комнаты - вопреки здравому смыслу - не внутри, а снаружи этого пространства. Невозможно отделаться от мысли, что особняк "вывернут наизнанку"
Хозяину было угодно видеть в своей квартире "родовое гнездо", где создаются и возрождаются традиции, воспитываются поколение за поколением, передавая по наследству семейные реликвии и фамильные предания. Несмотря на нынешнюю популярность этой идеи, задача имеет множество решений. Например, можно обойтись только декораторскими приемами, работающими на создание легенды: если мебель антикварная - то непременно наследственная, коллекция русской портретной живописи - досталась от предков.
Имитация "дома-музея" с проживающими в нем наследниками или реконструкция добротного дореволюционного быта по образу и подобию "дворянских гнезд". Но архитектор Нана Геташвили предпочитает другой способ - не украшательство, а преображение самого пространства. Так возникла мысль представить квартиру... особняком в стиле русский модерн, коих немало сохранилось в Москве, в частности в районе Остоженки, где и происходит "действие". Определившись со стилем, Геташвили решила не соблюдать чистоту последнего, но добавить элементы эклектики. Чтобы, по мнению автора, избежать нежелательной "музейности" в жилом пространстве: вещи имеют обыкновение "селиться" в доме, не обращая внимания на стиль. Так, кабинет в неоклассическом стиле лишь напоминает о модерне.
Великолепные двери столовой, кованые ограждения лестницы и решетка "французского балкона", абажур в кухне и витражи в гостиной создавались на заказ.
Несмотря на простоту композиции, в ней есть интрига: две перпендикулярные оси - одна симметрично делит гостиную по центру камина, а другая ведет из столовой через холл на лестницу. Но широкая арка берет на себя главное внимание, успешно соперничая с лестницей в гостиную. В том, что кривая линия выглядит гораздо эффектнее на фоне множества прямых, есть своя правда: чем "ровнее" пространство вокруг, тем красивее вторгается в него вольный изгиб, а допустимость любой формы и отсутствие прямолинейной логики - все это и есть модерн.
Главное помещение в квартире - большая двусветная зала с камином - было полностью переосмыслено. Слишком огромная и неуютная комната теперь выглядит иначе: она вместила и строго симметричную каминную, и лестницу, не подчиненную никакой симметрии, и новое помещение - комнату, сооруженную прямо над каминной. Раздробленное на элементы, это пространство обрело иной габаритный модуль, скорее соответствующий масштабу московского особняка. Но особняку полагается иметь фасад - и таковой в интерьере имеется. Это фрагменты большой архитектуры: смотрящий в гостиную французский балкон, витражи в арочных окошках верхнего ряда. Арки-проемы меж массивных "уличных" колонн ведут из холла в гостиную и прихожую, но самая узкая арка - на лестницу, что особенно роднит ее с крыльцом особняка, - все это более соответствует архитектуре внешней, нежели внутренней. Наклонные стены тоже участвуют в создании образа: в данном случае ощущения отъединенности, изолированности дома от стороннего мира.
И мансарда отлично способствует "особняковому" характеру интерьера, послушно выполняя роль мезонина.
Итак, фасадными элементами интерьер развернут вовнутрь, будто вначале разобран, а затем заново построен уже внутри квартиры. Он словно вывернут наизнанку, или, если угодно, представлен в обратной перспективе.
Нана Геташвили:
"Я много работала за границей - в Париже и в Италии. Европейский интерьер не возникает сиюминутно, он создается со временем, предполагает постепенное "развитие" пространства, постоянное дополнение предметами. Подобное "строение" интерьера - подбор несовместимых, на первый взгляд, элементов. И чужой опыт мне сейчас очень помогает. Интересный проект можно сделать в любом стиле, но во время работы над этой квартирой я полюбила модерн гораздо больше, чем прежде. И действительно увлеклась этой темой".