Обретение времени

квартира общей площадью 184 м2 (Москва) Светлана Лагутина

Дата публикации 01.05.2001

Текст: Елена Притула

Фото: Михаил Степанов

Автор проекта: Светлана Лагутина

Журнал: N2 (36) 2000

Так уж сложилось, что для горожанина понятие "родной дом" постепенно утратило конкретность. Мы с легкостью переезжаем из одной квартиры в другую, оставляя на прежнем месте ненужные вещи и воспоминания. Но, пожалуй, в каждом человеке живет желание построить такой дом, с которым не сможешь расстаться даже спустя многие годы. Построить "с чистого листа", обрести свой собственный мир и начать свое собственное летоисчисление... В строительную компанию обратились с просьбой обустроить их жилье владельцы квартиры в центре города. Чудом уцелевшие лестницы и витражи бывшего доходного дома овеяли архитектора особой, легендарной атмосферой старой Москвы. Стараниями автора проекта этот драгоценный старомосковский дух был скрупулезно сохранен и подчеркнут в новом интерьере. Специалисты фирмы обеспечили высокое качество реконструкционных работ. И вот мрачного вида коммуналка, разделенная на "пеналы", да еще находящаяся в состоянии полной разрухи превратилась в красивую и жизнерадостную квартиру для семьи из двух человек. Из многочисленных эскизов, предлагавшихся архитектором, постепенно, шаг за шагом складывалась композиция будущего интерьера. После сноса перегородок на площади в 183,6 м2 образовались соблазнительно большие пространственные объемы, разделенные лишь одной "неприкосновенной" капитальной стеной. Желание сохранить ощущение пронизанного светом и воздухом жилья и легло в основу планировки. Изолированными оказались только спальня и гостевая комната. А гостиная с примыкающим кабинетом и объединенные столовая, каминная и кухня образовали неразрывное целое. Далее: появившееся чувство внутренней свободы было бы жаль потерять из-за перебивок цвета или разницы уровней - по замыслу взгляд должен был не "спотыкаться", а плавно скользить в пространстве. Поэтому все помещения выполнялись в общей стилистике и цветовой гамме. В качестве базового был выбран кремово-бежевый тон. И теперь даже в самый пасмурный день интерьер согрет "солнечным" теплом. Ясный и гармоничный облик дома пронизан чувством субъективного времени, принадлежащего именно этой семье. Его ход переживается в текучем ритме общей композиции. Едва переступив порог, попадаешь в своеобразный пространственно-временной поток. Удобно устроенная прихожая открыта в сторону гостиной, атмосфера которой завораживает артистизмом "пространственного жеста". Полукруглая перегородка и симметрично расположенный карниз деликатно намекают на некогда существовавший здесь круглый зал. тот намек - часть "новой истории" дома, связанной с его сегодняшними владельцами. Действительно, в интерьере поддерживается иллюзия, что нынешние обитатели квартиры бережно сохранили исполненные достоинства фрагменты архитектурного прошлого. Фантазийная "история" обретает черты реальности в "каменном" мощении пола, в рисунке консолей, словно оставшихся от строгих порталов (консолями оформлены ниши для шкафов в прихожей, спальне и гостевой комнате), в филигранной лепке карнизов и в изысканных профилях оконных проемов. Впрочем, окна в этом интерьере - тема особая. Сквозь окна гостиной, завершенные лаконично-пологими арками (имитация обычной для старых домов кладки), открывается вид на московскую улочку с разновеликими скатами крыш и барельефами на фасадах особняков. Когда наступает вечер и на улице загораются огни, кажется, будто пространство гостиной "выходит" в город и растворяется в нем. Но если оставить только приглушенный свет торшеров и небольших ламп, покрытые патиной времени краски и отдаленные звуки старого города незаметно проникают в дом. И придают его "истории" достоверность. Но при этом атмосфера интерьера абсолютно современна! Близкий к минимализму дизайн привлек архитектора и хозяев квартиры сочетанием внешней простоты идеи с конструктивной проработанностью. Стремление к продуманному комфорту привело к использованию мебели и аксессуаров, созданных известными дизайнерами. Лаконичные диваны и кресла, расставленные в гостиной, кровать, обитая необычайно приятной на ощупь тканью с продернутой шелковистой нитью, обеденная группа с обтянутыми светлой кожей стульями - каждый элемент обстановки играет свою партию в интерьерном ансамбле. "Холодная" лаковая гладь суперфункциональной кухни воспринимается буквально на уровне ощущений. Но самое большое удовольствие - сидеть возле камина. Счастливую возможность оборудовать в городской квартире настоящий камин (в старом доме, естественно, имелся дымоход) реализовали с помощью необычной формы авторской модели родом из Бельгии. Свое, внутреннее время течет в этих стенах под аккомпанемент потрескивающих поленьев, обволакивая каждый предмет туманом далеких воспоминаний. Неслучайно именно напротив камина хозяйка квартиры поместила свой самый любимый пейзаж - одну из многих картин, создающих совершенно неповторимый строй образов старого дома. Сильный эмоциональный заряд, привносимый живописью, позволяет акцентировать тончайшие модуляции пространственного настроения. Так сумеречно-мглистый пейзаж "откликается" на холодноватые тона кухни и каминной. А "наивный" фриз с почти истаявшими фигурами в гостиной подсказывает неторопливо-созерцательный ритм движения в круглом зале. Наконец, обжигающе-чувственный всполох красок на холсте рядом с разместившимся в эркере кабинетом подчеркивает строгость и аскетическую простоту бюро, обтянутого кожей стула и часов из клена работы японского дизайнера Chin Win Lo. Роль колористических акцентов изначально отводилась и живым цветам - увлечению хозяйки. Для ухоженных зеленых "домочадцев" в гостиной были специально спроектированы ступенчатые полки. Но цветы чувствуют себя совершенно свободно во всем доме, то перебираясь поближе к окнам, то скрываясь в уютно подсвеченных нишах - замечательно "живая" тема в минималистском интерьере! В продуманном до мелочей дизайне квартиры нет ни одной случайной детали. Это неудивительно: лаконичность "высказывания" предполагает смысловую насыщенность каждого "слова". И все же емкий груз многозначности это пространство несет легко и непринужденно. Здесь все очень мобильно, потенциально готово к движению - и мебель, и картины (экспозиция периодически меняется), и мировоззрение хозяев. Реальная история дома продолжается, обретая свое, неподвластное внешнему миру время.