Обыкновенный дворец

подмосковный особняк площадью 900 м2 Фуражкин Владимир

Дата публикации 01.04.2003

Текст: Мария Кригер

Фото: Сергей Моргунов, Екатерина Моргунова

Автор проекта: Владимир Фуражкин
Ольга Цветкова
Сергей Суровцев
Петр Браговский

Журнал: N2 (69) 2003

Ампир сформировался в эпоху очередного кризиса европейской цивилизации. Революция во Франции, наполеоновские войны, мятежный Байрон в повстанческой Греции. И на этом фоне - тонкий, рафинированный, "античный" стиль. Трогательная попытка образованного состоятельного человека укрыться от бушующего мира за стенами своей "крепости"... Невозмутимые бронзовые грифоны у входа стерегут покой обитателей этого особняка - кажется, что они пристально осматривают каждого входящего. Уже по их величественной осанке становится ясно, что внутри вы не обнаружите актуального ныне минимализма или броских аксессуаров в стиле поп-арт. Интерьер респектабелен и серьезен. Лишь изредка сквозь эту торжественность проглядывают легкие постмодернистские штрихи, призванные напомнить, что за окном XXI век. Архитектор (создатель интерьера дома) познакомился с особняком еще на стадии строительства. На этом этапе все детали планировки были тщательно выверены и просчитаны, поэтому неприятных неожиданностей готовый дом не преподнес: переделывать ничего не пришлось. Согласно пожеланию заказчика ведущим стилем был избран ампир - блестящий и возвышенный, напоминающий о несметных богатствах египетских фараонов и славных античных временах. Этот стиль - своеобразная визитная карточка человека, имеющего определенный статус и вес в обществе. Однако для того чтобы пространство дома не получилось слишком насыщенным и тяжеловесным, чистоту стиля решено было не соблюдать. В разных помещениях на ампирную основу накладываются другие, более легкомысленные интонации и оттенки. Планировка особняка выдержана в традиционном классическом, если не сказать консервативном, ключе. Здесь нет столь распространенного в современном архитектурном дизайне перетекающего пространства, в котором разные жилые зоны делят одну территорию и не имеют четких границ. В данном случае у каждого помещения есть своя строго определенная функция, свой очерченный "круг обязанностей". Первый этаж дома носит преимущественно представительский характер: здесь расположены гостиная, столовая, кухня, гостевая спальня и кабинет хозяина дома. Второй - интимная зона: хозяйская и детские спальни, гардеробная комната. Цокольный этаж отведен под "досугово-оздоровительные" нужды: здесь находятся бассейн, солярий, тренажерный зал, бильярдная и ряд подсобных помещений. Архитектор интерпретирует этот интерьер как "непредсказуемый". Почти как своеобразная сокровищница Али-Бабы: открывая следующий "сундук", вы не имеете даже приблизительного представления о том, что в нем находится - слитки золота или обыкновенные речные раковины. С эстетической точки зрения пространство дома можно условно разделить на две части: парадную "ампирную" (в которой также существует несколько вариаций) и повседневную. Возможно, именно в этой, менее торжественной, зоне в наибольшей степени выражена индивидуальность интерьера: подобно тому как скрытую экспрессию монолога лучше всего можно прочувствовать в паузах. Из небольшой прихожей широкая лестница приглашает подняться в сердце дома - парадную гостиную. Рисунок кессонированного (вполне в духе римских традиций) потолка повторяется в арабесках мозаики из натурального камня на полу. (Вообще, "отзеркаливание" - симметричность орнаментов пола и потолка - авторский "росчерк" архитектора: этот прием встречается и в других помещениях - столовой, хозяйской спальне.) Постаменты- колонны по периметру комнаты придают ей некоторое сходство с античным двориком- атриумом, в котором так любили проводить жаркие дневные часы римские патриции. Вы сразу погружаетесь в некий мифологический мир: крылатые львы, грифоны, "стерегущие огонь", кресла, удивительным образом напоминающие Пегаса... Парадная тема в доме поддерживается в хозяйской спальне. Здесь властвует "египетский" ампир. Живописный стенной фриз в духе Нового царства, лепной карниз - величественные лепестки лотоса, золото, сложные многослойные драпировки... Даже современная, вполне постмодернистская по духу мебель работает все в том же "проегипетском" ключе. Апофеоз "египетской" темы - ванная комната: портьеры и валики-подголовники из золотого атласа, золотистое мозаичное панно на одной из стен - поистине царственная роскошь. Фраза "мелочей в нашем деле не бывает" сказана другими людьми и по другому поводу, однако она как нельзя лучше вписывается в контекст данного интерьера. Каждая деталь, будь то замысловатая лестничная решетка или "разорванный" рисунок каменного пола, выполнена необычайно тщательно и скрупулезно. Из этой точности, продуманности каждого элемента рождается индивидуальный характер разных комнат. Наборный паркет в спальне сына хозяев изображает корабельную палубу и веселый бурлящий водный поток. Потолочный карниз, словно выполненный по рисунку, небрежно набросанному в тетради в клеточку, небольшой "воздушный флот" под потолком - и в комнате воцаряется задорное "мальчишеское" настроение. В основу оформления второй детской - в ней проживает маленькая девочка - легло творчество легендарного австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Хундертвассер - невероятный фантазер и сказочник от архитектуры, "одевший" фасады своих домов в радужные, совершенно фантастические цвета. Стены детской покрыты венецианской штукатуркой, выполненной по мотивам работ известного архитектора: разноцветные силуэты домов в нежной пастельной ("детской") гамме. Та же тема повторяется и в рисунке паркетного пола. Если вернуться к теме непредсказуемости дома, то одно из самых эффектных помещений - гардеробная второго этажа. Помещение, которое благодаря своему сугубо утилитарному предназначению выглядит обычно весьма скромно и не выставляется напоказ. В данном же случае гардеробная является вполне полноценным членом "интерьерного сообщества". Из центра комнаты вырастает изогнутая лестница причудливых очертаний. Балясины перил превратились то ли в лапы гигантской хищной птицы, то ли в крючковатые корни неведомых деревьев. Шторы становятся зелеными лесными кронами, а вот из дупла выглядывает сова... Кажется, что из вполне реальной, обыденной жизни вы вдруг попали в мир своих детских фантазий. А наверху... Если преодолеть первое желание - выяснить, что же там находится на самом деле, - есть шанс "обрести" дом с мудрым волшебником или коварной колдуньей, живущими под самой крышей. Владимир Фуражкин: "Я никогда не работаю в чистом, рафинированном стиле. Мне интересен поиск, мной постоянно движет желание сделать шаг в сторону от "основной линии". В данном случае хотелось добиться некой непредсказуемости интерьера. Посещая дом впервые, вы не можете предугадать, что увидите за следующей дверью".