Очарование старины: 12 антикварных светильников на разные случаи

Люстры, настольные лампы и фонарь для будуара — у них есть несомненные достоинства: подлинность, безупречный стиль, оригинальность.

Дата публикации 19.03.2018

Фото: Алексей Князев, Константин Дубовец, Wikipedia, пресс-служба

Текст: Юлия Сахарова

Антикварные светильники — просто находка для современного интерьера: ведь он сегодня хочет быть подчёркнуто индивидуальным. Вместе с салоном старинного света «Жирандоль» мы отобрали 12 моделей, которые придутся как нельзя кстати.

Мы живём в эпоху победившей эклектики, поэтому в интерьере всё дозволено — можно воплотить в жизнь чистый исторический стиль, а можно создать интересный «замес» в духе mix&match из разных элементов, и тут меркой будут не каноны стиля, а только вкус.

Пример чистого стиля — интерьер современного загородного дома, решённого в стиле модерн (по проекту архитектора Олега Карлсона с коллегами, АСБ «Карлсон&К»). Дом называется «Усадьба «Модерн». Здесь всё сделано исторически точно: резьба по дереву, витражи, росписи — всё красиво варьирует орнаментальную тему мягких, текучих природных линий, характерных для стиля ар-нуво. И светильники тоже: плафоны, как ягоды, свисают с тонких, словно прогнувшихся под их тяжестью, «веточек» корпуса.

Проект Олега Карлсона с коллегами, АСБ «Карлсон&К». Фото: Алексей Князев

Светильники с матовыми плафонами яйцевидной формы были очень актуальны тогда и снова востребованы сейчас: их форма воспринимается как комфортная и дружественная, они мягко рассеивают свет и в то же время хорошо освещают комнату. Это идеальный вариант «верхнего» света. Недаром в этом проекте люстры такого типа — и в гостиной, и в столовой, и в кухне. В зависимости от размера комнаты нужно подбирать антикварные люстры с разным количеством плафонов. Чтобы осветить помещение рассеянным мягким светом, на маленькую комнату 10 кв м понадобится как минимум 3-4 лампочки по 40 ватт, а на комнату 20-25 кв м уже 7-8 лампочек. Почему рассеянный свет лучше, чем яркий? Да потому, что для уютного интерьера надо продумать несколько вариантов освещения, и тут огромную роль играет локальное освещение — свет настольных ламп и бра (но об этом чуть позже). В наше время можно найти антикварные люстры в похожем стиле.

Старинная люстра

В Салоне старинного света «Жирандоль» мы нашли интересные варианты — с двумя плафонами и с тремя.

Старинная люстра в стиле ар-нуво

Вот ещё один пример интерьера, в котором есть историческая правда, и это завораживает: интерьер московской квартиры, стилизованный в духе «старомосковской». Высокие дверные порталы, наружная проводка… и конечно, аутентичный свет. Потолочный светильник и бра в прихожей — уже не яйцевидной, а пирамидальной формы.

Интерьер квартиры по проекту архитекторов Ильи Журавлёва и Татьяны Матвеевой. Фото: Константин Дубовец

А в гостиной плафоны люстры похожи на снаряды. Казалось бы, эпоха постмодернизма ещё не наступила, а такие смелые решения!

Интерьер квартиры по проекту архитекторов Ильи Журавлёва и Татьяны Матвеевой. Фото: Константин Дубовец

Один из самых модных сегодня исторических стилей — ар-деко. Однако вспомним о том, что ни один из исторических стилей не появился внезапно, в соответствии с принятой датировкой. Допустим, «годом рождения» ар-деко считается 1925-й, но это только тот год Международной выставки в Париже, когда были подведены итоги, был сделан вывод о том, что появился такой новый стиль. На самом же деле ар-деко, как и любой стиль, существовал какое-то время в переходных формах, и эпоха конца ХIХ — начала ХХ века дала нам немало любопытных примеров того, как выглядели светильники, в которых есть что-то от ар-нуво (модерна), а что-то — от ар-деко. За эту живость образа мы и ценим антикварные вещи.

Люстра белого металла

Так, в дизайне этой люстры с бронзовым каркасом, отделанным сверху металлом под серебро, ещё чувствуется поэтичность ар-нуво (в абрисе плафонов), но, в большей мере это предмет эпохи ар-деко — об этом говорит жёсткость линий каркаса и исполнение в белом цвете металла, столь любимом «эпохой джаза». Великолепная вещь для парадной зоны квартиры.

В прихожей «старомосковской» квартиры в уголке скромно прячется настольная лампа с белым матовым стеклянным плафоном, однако у неё есть гораздо более яркая «сестра» — с зелёным плафоном. Такие лампы часто ставили в кабинетах и библиотеках: считалось, что зелёный цвет снимает напряжение с глаз. Сегодня, когда в моду вернулся жёлтый металл, очень актуально смотрится вариант настольной лампы на латунном основании.

Старинная керосиновая лампа

Лампы такого стиля достаточно строги, и, если Вы подбираете светильник для гостиной или спальни, можно найти варианты и повеселее, и понежнее. Например, лампы в стиле «Тиффани», в духе работ Эмиля Галле, или в стиле утончённых вещей, что делал выдающийся мастер Рене Лалик. Несколько таких светильников создадут уютные зоны, заставят забыть о высоте потолка (если полок низкий, сделайте акцент на настольные лампы, бра или очень низко размещённые одиночные светильники).

Лампы в стиле «Тиффани» в своё время произвели фурор. Делал их наследник знаменитой ювелирной фамилии Луис Комфорт Тиффани (1848-1933), американский художник и дизайнер.

Луис Комфорт Тиффани. Фото: wikipedia

Именно он придумал, как перенести любимые многими витражи с ровной плоскости на объёмную поверхность плафона. Раньше цветные стёкла соединяли при помощи свинца, а Тиффани придумал делать это посредством медных полосок. Он приклеивал их к стеклу воском и припаивал друг к другу оловом. Получались яркие изящные изделия.

Старинная бронзовая лампа

А теперь перенесёмся из Америки во Францию, где примерно в это же время творил выдающийся мастер Рене Лалик (1860-1945).

Рене Лалик. Фото: wikipedia

Что он только не делал: ювелирные изделия (в том числе для самой Сары Бернар) и вазы, светильники и стеклянные панели для интерьера, даже двери и колонны. Он разработал технологию выплавки стекла под давлением, а до того пользовался методом «исчезающего воска», заимствованным из ювелирных технологий. Стекло было его страстью, он создавал нежные, мерцающие вещи с плавными переходами рельефа. Подлинники продаются на аукционах, но можно купить гораздо более демократичный светильник из стекла в духе Лалика (потому что в своё время массовое производство откликнулось на столь модный тренд). Теперь такие предметы ценятся как носители духа времени, современники эпохи.

Старинная настольная лампа с матовым фигурным стеклом

Говоря об антикварном свете, нельзя обойти вниманием творчество другого знаменитого француза — Эмиля Галле (1846-1904), представителя искусства эпохи модерна и тоже новатора.

Эмиль Галле. Фото: wikipedia

Дизайнер создавал выдающиеся произведения из цветного многослойного стекла, обрабатывая его при помощи резьбы и кислоты. Его работы напоминали камеи, только выточенные не из камня, а из стекла. Пример — эта люстра, выполненная в стиле Галле.

Старинная люстра с плафонами в технике «Галле»

Сто лет назад и раньше, на стыке веков, создавали удивительные вещи. Если хорошо поискать, можно найти вещь с редким шармом, как этот будуарный фонарик из розового стекла. Совет: такой фонарь можно повесить над тумбочкой или над столиком в спальне на длинном подвесе, то есть так, чтобы он оказался достаточно низко (это сегодня модно).

Ампли — будуарный фонарь

Гораздо более редкие, по сравнению с лампами из стекла, светильники с фарфоровыми элементами, как эта люстра во французском стиле, на бронзовом каркасе с белыми фарфоровыми розами. Такая люстра будет гармонично смотреться в лёгком светлом интерьере с элементами французской классики.

Бронзовая люстра с фарфоровыми розами

Начиная с эпохи колоний, в Европе в моду вошёл стиль шинуазри. Он был составной частью рококо и барокко. Он не ушёл, когда в моду вошла неоклассика, а уж когда наступила эпоха ар-нуво и ар-деко, — занял лидирующую позицию. Сейчас шинуазри опять в тренде. Не обязательно шинуазри — это фарфоровые основания, декорированные в духе «китайщины», не обязательно эмали… это может быть вот такой озорной дракончик.

Настольная лампа

Впрочем, «моду» сегодня создаём мы сами. Каждый выбирает то, что ему нравится, и многие дизайнеры сегодня декларируют, что их любимый стиль (и вообще, ведущий стиль современности) — это timeless, то есть стиль «вне времени». Мы выбрали вот эту «Девочку с собакой» в качестве примера того, что может быть timeless. Потому, что за этой настольной лампой стоит своя история, она «живая» и трогательная.

Настольная лампа

Классическая люстра с хрустальными подвесками — тоже предмет интерьера вне времени.

Классическая люстра

И напоследок­ — ещё один пример непохожей на другие оригинальной вещи в духе timeless: люстра с прозрачными плафонами, укреплёнными на раме в ряд. Мы видим сегодня у люксовых брендов светильники, отдалённо похожие на этот. А теперь посмотрим, с чего всё начиналось. С каких форм и идей. Интересно же!

Винтажная люстра с прозрачными плафонами

На правах рекламы