Ойва Тойкка
Посвятив почти 40 лет своей жизни работе на крупнейшие фабрики Скандинавии (Nuutajarvi Glass, Hackman Designor Oy Ab), профессор Ойва Тойка считает, что развитие дизайна определяют маленькие фирмы
Его талант многогранен (стекло, керамика, текстиль, театральные декорации, преподавание), награды - многочисленны (среди них - Кaj Frank Prize), суждения - неожиданны и не всегда политкорректны. Посвятив почти 40 лет жизни работе на крупнейшие фабрики Скандинавии (IITTALA, Hackman Designor Oy Ab), профессор Ойва Тойкка считает, что развитие дизайна определяют маленькие фирмы
SALON: Почему Вы решили стать дизайнером?
- Не то чтобы я много думал об этом... Так получилось. Я собирался стать художником. Потом по воле случая попал в отделение керамики. У меня была прекрасная возможность делать самые разные вещи. Стекло, керамика, театральный и графический дизайн - я работал практически во всех областях. Пожалуй, кроме живописи. Живопись - единственное, чем я почти не занимался...
S: Вы могли бы определить свою философию дизайна?
- Не могу сказать, что знаю ее точно. Я не так теоретичен. Я очень открыт. В зависимости от ситуации я легко меняю свою философию.
S: Кому из дизайнеров Вы отдаете предпочтение?
- Самый великий создатель - Бог. У него хороший вкус. Он создал куб, шар и цилиндр... Он мой любимый. Но, конечно, Кай Фрэнк очень важен для меня. Когда-то мы работали вместе. Он был выдающимся дизайнером.
S: Ваша коллекция стеклянных птиц считается одной из самых известных в мире. Откуда этот мотив?
- Птицы - типичный сюжет для стекла. Многие художники делали птиц. Правда, я сделал их немного больше, чем другие.
Когда мы только начали производить птиц, это было дорого. Но в результате сработало. Сейчас это очень большой бизнес. Как мне кажется, птицы очень индивидуальны. Каждый раз я придумываю новую забавную идею, применяю различные техники, цвета...
S: Вы долгое время преподавали дизайн...
- Я преподавал в Швеции. Чудесное было время. Замечательные студенты. В основном красивые юные девушки. И, кроме того, талантливые. Мне нравилось преподавать им. Я ставил перед студентами проблемы - они должны были их решать. Это очень хорошо работало.
S: Как Вы оцениваете развитие скандинавского дизайна в настоящее время?
- Я думаю, возможности скандинавского дизайна заложены в нем самом. Сейчас преобладают большие фирмы. Дизайн становится теоретичным по ощущению. Задачи ставятся так: сейчас нам нужно это, потом - то. Мне кажется, такой подход губит вдохновение. Должны существовать маленькие фабрики. Должны быть люди, которые пойдут против хорошего вкуса.
Хороший вкус - это очень, очень опасно в художественном смысле. Тут неоткуда появляться новым идеям. Некоторые дизайны должны быть глупыми. Если этого не будет, если дизайнеры будут уверены в том, что они все знают, - они не будут знать ничего. Хорошо, когда появляются вопросы, над которыми снова и снова станут задумываться: возможно ли это? Глупые вопросы. Иначе окажется, что все - только черное и белое. Что, конечно, безопасно и красиво, но это только один угол зрения на дизайн. Меня восхищают обычные люди. Они любят яркие цвета, разные (не только красивые) вещи. Я ничего не имею против красивого дизайна, но должны быть и другие ощущения.