Особняк на Никитской
Резиденция посла Туниса в России: история усадьбы, фрагменты интерьеров
"Биография" дома, где ныне размещается резиденция посла Туниса в России, длинная
и довольно романтичная. Эти стены были свидетелями многих событий - как неприметной для большой Истории частной жизни, так и коллизий государственного масштаба
Московский городской голова господин Тарасов обожал старину. Потому дом свой хотел иметь непременно с видом на какую-нибудь историческую достопримечательность. Искал долго и тщетно, пока ему не попался участок земли напротив храма Святого Георгия, воздвигнутого по заказу братьев Орловых в 1788 году на углу Вспольного переулка и Малой Никитской улицы. Авторство этой изумительной церкви приписывают самому Баженову.
Строительство собственной усадьбы Тарасов доверил архитектору Н.В. Карнееву.
В 1884 году было возведено одноэтажное здание, а четверть века спустя уже другой зодчий, А.Э. Эрихсон, пристроил к особняку двухэтажный флигель со строгим, весьма сдержанным декором. Эта "неприметная" оболочка, скрывающая изысканные и комфортабельные апартаменты, уже в советское время сыграла не последнюю роль, когда дом выбирали под жилье для одной из самых зловещих фигур сталинской эпохи - Лаврентия Берии.
Все изменилось с тех пор, как в особняке разместилось посольство Туниса. Нынешний хозяин дома, посол Туниса в России господин Халифа Эль-Хафди, считает его чем-то вроде экзотической достопримечательности. Во всяком случае, это повод поговорить о прошлом, без которого, как известно, нет будущего.
"Меня всегда завораживало дыхание вечности, - говорит г-н Халифа Эль-Хафди. - В Тунисе, например, сохранились подлинные мозаики времен Римской империи: таких нет даже в Италии. Работая во многих странах мира, я видел множество произведений искусства и зодчества. Но, пожалуй, самое сильное впечатление - это дворцы Санкт-Петербурга. Настоящая архитектурная поэзия! Даже Версаль им уступает. Мне нравится, что в последнее время наблюдается возврат к традициям. В Тунисе, например, мы воссоздаем национальные ремесла. Наша культура - часть средиземноморской: это изумительно гармоничное "смешение" Востока и Запада..."
И в подтверждение сказанному господином послом среди типично европейского интерьера - несколько полотен тунисской живописи.
Одно из них выполнено в необычной для нас, европейцев, технике письма "вареными" красками - уникальная технология делает картину невероятно сочной и жизнерадостной.
Планировка особняка типична для начала XX века. Это уже не длинная анфилада комнат, как в предыдущем столетии. Гостиные стали более компактными. Двери оформлены хрустальным стеклом. Лестница из цельного мрамора, ведущая на второй этаж, украшена консолями с бронзовыми овнами. Когда-то эти мифологические твари держали еще и подсвечники. Но дизайнерские излишества оказались чуждыми пуританской натуре товарища Берии - и светильники спилили. Зато оставили замечательные золоченые зеркала, изумительную лепнину на потолке и потрясающую старинную мебель с ножками-луковицами и шелковой обивкой... Старый дом, давние традиции, радушие, гостеприимство с непременным блюдом - ароматным "кус-кус"...