Особняк на Пречистенке
Старинный особняк в Пречистенском переулке, реконструированный архитектором Иваном Жолтовским в начале XX века
Старинный особняк в Пречистенском переулке на старом Арбате с 1946 года занимает посольство Дании. "Родословная" этого московского дома уходит вглубь русской истории и заслуживает пристального внимания.
Правая часть здания построена вскоре после пожара 1812 года для гвардии капитана Воейкова. Прошло несколько десятилетий, и уже новый владелец майор Гурьев переделал большинство интерьеров согласно своим вкусам. В 1905 году его потомкам пришла в голову мысль украсить дом респектабельным парадным вестибюлем. А несколько лет спустя это владение купила известная меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца. После смерти супруга, Михаила Абрамовича, она продала свой огромный помпезный дворец на Смоленском бульваре, распрощавшись одновременно и с большой коллекцией знаменитых полотен: картины русских художников отправились в Третьяковскую галерею, рисунки Тулуз-Лотрека и морской пейзаж Ван Гога достались Пушкинскому музею, а импрессионисты - Эрмитажу.
Тем не менее самые любимые полотна Серова, Врубеля, Коровина Маргарита Кирилловна оставила себе: пусть небольшая, но все же галерея. Поэтому и помещение для нее требовалось соответственное. Для воплощения своего замысла Морозова пригласила молодого, подающего большие надежды архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. Именно он придумал расположить большой зал приемов так, чтобы в нем было много света и практически в любое время дня в окна заглядывали бы лучи солнца. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между несколькими окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами балкона, выходящего в сад. По словам посетителей салона Морозовой, среди которых частым гостем был Андрей Белый, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. Поэта, как и многих других, кроме всего прочего, привлекала атмосфера русской помещичьей усадьбы - дух уже уходящей эпохи. Продолговатая столовая с мебелью из карельской березы была завешана старинными иконами, картинами известных мастеров. Гостиную тогда украшало знаменитое врубелевское полотно "Фауст и Маргарита в саду". Все это сообщало морозовским вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особенную ауру - она заставляла забывать революционные тревоги... После Октябрьских событий особняк национализировали, хозяйке отвели комнату в подвале, а в верхних покоях долгое время размещались различные советские учреждения, позднее - норвежская миссия. И наконец в 1946 году дом перешел посольству Королевства Дания.
"Я наслышан о множестве занимательных легенд, связанных с этим особняком, - говорит нынешний его хозяин, посол Королевства Дания в России господин Ларс Виссинг. - И хотя, как водится, истину часто заменяет вымысел, история жизни госпожи Морозовой очень любопытна. В особенности потому, что семья Морозовых олицетворяет историю меценатства в России. У нас в Дании также тому много примеров. Это и вложение компанией Karlsberg значительных средств на создание музея мирового искусства Glyptotek, и строительство нового здания оперы в Копенгагене при поддержке фирмы Merk. В Москве прошел фестиваль датского кино, организованный при содействии наших фирм, работающих в России..."
Относительно почти вековой эпопеи с постоянной перестройкой особняка Морозовой г-н Ларс Виссинг заметил, что такое явление не редкость, например, в Провансе. Там дома "собираются по частям" многими поколениями владельцев. В конце концов начинает казаться, что вроде так и было... Чтобы увидеть самые старые постройки, нужно выйти во двор. Так и с русским особняком: от начала XIX века остались флигель в стиле классицизма с колоннами и зимний сад с ампирным портиком над входом.
К середине этого же столетия относятся парадная столовая и библиотека.
Торжественную атмосферу парадной столовой создают белоснежный потолок, оформленный строгим карнизом, и небесно-голубой цвет стен. В библиотеке потолок представляет собой овальный свод, разбитый на четкие квадратики. В центре - фреска с мифологическим сюжетом. Камин исполняет главную композиционную роль: по обеим сторонам, справа и слева от камина, - арки, ведущие в холл перед кабинетом посла. Из изменений, внесенных Жолтовским, можно отметить деревянную дверь в стиле модерн, изящно декорированную плавными линиями и цветками. Кстати, ему же принадлежит и оформление холла - парадного входа в дом. Будучи приверженцем классики, Жолтовский сделал его в виде римской ротонды, окруженной восемью колоннами дорического ордера. Круглый свод завершает фонарь-окно.
В пустовавшие ниши холла нынешние хозяева дома водрузили бюсты коронованных особ Дании. Когда гости входят в большой зал приемов, эти фигуры придают церемонии особую торжественность. Вместо врубелевских полотен теперь здесь парадные портреты короля Фредерика IX (дедушки русского императора Николая II) с супругой и Луизы Датской. Стены выкрашены в нежно- розовый цвет, в качестве отделки использованы пилястры под сиреневый мрамор, карниз с тонко прорисованным растительным орнаментом и круглые медальоны.
Дом Маргариты Кирилловны Морозовой был едва ли не первым заказом Жолтовского. Позже, уже в советское время, он стал признанным основоположником социалистического реализма в архитектуре, оставившим свой "автограф" на громоздких зданиях Ленинского проспекта. Однако, без сомнения, жемчужиной творчества этого признанного зодчего останется все же старинный особняк в Пречистенском переулке.