Освоение земли

дом для гостей площадью 400 м2 Антон Непершин, Андрис Куликов Простота и комфорт дома для гостей в загородной усадьбе. Планировка, детали интерьера.

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Андрис Куликов
Антон Непершин
Владимир Кожнов
Евгений Савостиков

Журнал: N5 (50) 2001

У авторов данного проекта, безусловно, была цель, и самая что ни на есть благая - создать в усадьбе среди подмосковных лесов совершенный микромир, идеально подходящий для заказчиков и их близких. Но постановка задачи - не главноев работе архитектора. Гораздо важнее то, что к поставленной цели движутся в течение нескольких лет спокойно и размеренно, а для нынешнего века скоростей - это довольно редкое явление Действительно, когда оперативность выполнения заказа воспринимается как критерий качества, когда мода меняется так, что производство за ней просто не успевает, у Художника часто не остается времени на раздумья, творческий поиск, проработку различных вариантов. Однако архитектурное бюро "Миллениум проект", оправдывая свое название, "работает на века". Да и сами масштабы этого заказа требуют времени для реализации. О первом, хозяйском доме, реконструированном Андрисом Куликовым и Антоном Непершиным, SALON рассказывал около года назад. С тех пор на участке был достроен второй, гостевой дом. Он служит пристанищем для друзей и родственников, которые часто посещают гостеприимных хозяев. Новое здание органично вписалось в комплекс построек на участке, и в то же время имеет свое неповторимое лицо. Как и в предыдущем доме, где наиболее важные детали интерьера в виде чертежей в натуральную величину примерялись к месту установки, здесь ничего не делалось без предварительных эскизов и "примерок". Эскизы интерьеров, выполнявшиеся с самого начала строительства, аккуратно собраны архитекторами в альбом. Их можно рассматривать как графическую серию, имеющую абсолютно самостоятельную художественную ценность. И пусть многие из предложенных идей в конечном итоге не были воплощены. В конце концов, творческий процесс всегда шире, чем его конечный продукт. А тщательный подход к техническим моментам придает подготовительному этапу работы дизайнера особый художественный статус. К тому же, создание серии эскизов позволило сделать "бумажный" проект более наглядным, так что в определенном смысле хозяева оказались привлечены к работе в качестве соавторов. Надо сказать, что работая над проектом в течение долгого времени, архитектор подпадает под власть постоянно изменяющихся обстоятельств. Он оказывается как бы в плену у времени, под воздействием которого многие начинания "сворачивают в сторону". Авторы проекта на пути к его воплощению проходят через собственную стилистическую эволюцию, а также эволюцию вкусов хозяев. Нельзя не упомянуть и о череде экономических катаклизмов, весьма частых в нашей стране. Все это не может не влиять на процесс создания дома. По сравнению с первой постройкой стиль Куликова и Непершина стал более графичным, четким. В интерьере нет парадного величия, скорее, ставка сделана на простоту и комфорт, способствующие расслаблению и отдыху. Некоторые отголоски большого стиля видны, лишь когда попадаешь в примыкающий к сауне зал с бассейном. Отделанный "состаренной" керамической плиткой сводчатый потолок и стены, мастерски покрытые венецианской штукатуркой с фактурой мрамора, навевают ассоциации с римскими термами. Расположенный рядом с бассейном круглый гостиный зал строг и демократичен. Его дизайн можно назвать нейтральным, он не диктует особых правил поведения: в гостиную можно спуститься в вечернем туалете, гордо шествуя по главной лестнице, или выйти прямо из сауны в банном халате, чтобы выпить коктейль и погреться у камина. Здесь тема круга - излюбленный фирменный знак "Миллениум проекта" - раскрыта в полной мере. Она нашла отражение и в авторских дверях, и в геометрическом узоре пола. Однако можно заметить, что традиционное тяготение архитекторов к округлым формам модерна сменилось супрематическими мотивами. Одна из дверей украшена сочетаниями кругов и прямоугольников, а отделка камина напоминает северное сияние, увиденное глазами супрематиста. Дополняют впечатление белые квадраты и треугольники окон на светлой стене - белое на белом, как некогда мечтал Казимир Малевич. Спокойная, лишенная торжественности интонация интерьера, вероятно, продиктована предназначением дома. Стиль дома для гостей должен быть легким и ненавязчивым, чтобы приехавший смог быстро адаптироваться. Интерьеры гостевого дома не должны что-либо декларировать, тем более-образ жизни и систему ценностей хозяев. Они менее ассоциативно нагружены, им не диктуют свои законы дорогие сердцу вещи и связанные с ними воспоминания. Их объемно-планировочную структуру легко освоить. В доме нет больших помещений (за исключением, пожалуй, круглого зала). Зато под крышей помещается несколько уютных спален. Одна из них - "мужская" - двухуровневая, выдержанная в серо-голубых тонах, с экстравагантными часами, чем-то отдаленно напоминающими произведения Дали. Здесь можно помечтать, не вспоминая о реальности, а просто разглядывая через мансардные окна такое же серо-голубое небо. Рядом помещается более "женственная" спальня - голубая с розовым, оформленная согласно пожеланиям хозяйки в стиле кантри: занавески с рюшами, расставленные по полочкам милые безделушки. Такая комната идеальна для приехавшей погостить подруги. В разных флигелях дома кровля находится на разном уровне, так что перепады высот создают укромные уголки и интересные стыки плоскостей, которые умело обыграны архитекторами с помощью сочетаний отделочных материалов (вагонки и штукатурки) и цветовых комбинаций. Ведущая на второй этаж лестница, вписанная в довольно узкий проем, казалось бы, никоим образом не может считаться парадной. Но когда в перила вмонтировали шарообразные светильники, ее облик изменился. Теперь утопающая в электрическом свете лестница кажется шире и наряднее. Определенная "стесненность" внутреннего пространства дома компенсируется активным взаимодействием архитектуры с внешней средой. "Вторжение" постройки на участок происходит сразу по нескольким направлениям. С одной стороны зимний сад мощным стеклянным клином "разрывает" кирпичную кладку стен. Летом этот рукотворный уголок природы будет сливаться с буйной зеленью леса, а зимой его экзотическая растительность эффектно контрастирует с белыми сугробами. С другой стороны дома широкая открытая терраса второго этажа, протянувшаяся вдоль всего фасада, позволяет с высоты оглядеть весь участок, полюбоваться на хозяйский особняк и оценить изыски ландшафтного дизайна. Летом терраса позволит обитателям дома получать удовольствие от общения с природой даже в дождливую погоду. И наконец, с третьей стороны фасада предусмотрена особая дверь, ведущая из сауны на улицу, к обложенной камнем купели. Этот "аттракцион" создан скорее для зимних развлечений. Так, по старинной русской традиции можно, распарившись как следует, выскочить на мороз и разом окунуться в эту созданную предусмотрительным архитектором искусственную "прорубь" (если, конечно, вода не замерзла!). Этот дом, опять же, в силу функциональных особенностей, обживается медленно. Он постепенно наполняется вещами, к тому же неспешно заканчиваются некоторые отделочные работы, достраивается зимний сад. В процессе работы авторы проекта корректируют его в соответствии с пожеланиями заказчиков или по мере появления новых идей. Вместе с хозяевами они строят планы, которые поначалу кажутся невероятными: не связать ли оба дома подвесной прозрачной галереей или подземным ходом? Но, зная этих людей и оценивая уже пройденный ими путь, понимаешь, что все это вполне реально. Ведь известно, что нет предела совершенству, особенно для тех, кто увлечен творческим процессом как таковым.