От холста
квартира общей площадью 290 м2 (Москва) Евгений Полянцев, Екатерина Мовчан, Степан Поляков
Большие холсты без рам, покрытые густыми мазками, экспрессионистская живопись на фоне ровных плоскостей стен... Это не выставка концептуального искусства, это интерьер квартиры в одном из столичных районов. Именно современная живопись, а конкретно работы известного московского художника Владимира Брайнина, стала точкой отсчёта в оформлении данного пространства
Кривые улочки, чугунные решётки, знакомые московские пейзажи сквозь одинокие оголённые деревья... В. Брайнин, один из столпов российского нонконформизма, по праву считается одним из самых романтичных менестрелей Москвы.
Проект, предложенный архитекторами, должен был совместить, казалось, несовместимое: достаточно брутальную бунтарскую живопись и современный европейский дизайн.
Пространство квартиры строится на сочетании строгой графики линий и плоскостей со сложной разнообразной фактурой материалов. В интерьере представительской части дома (гостиная и столовая, вписанные в полукруглую ротонду со сплошным остеклением) доминируют горизонтальные поверхности: идеально ровные стеллажи и подвесные карнизы, столешница большого обеденного стола, прямые линии встроенных шкафов образуют сложный рисунок параллельных плоскостей.
Тёмное венге вычерчивает чёткие линии на фоне золотистого паркета и стен серо-сиреневого оттенка, создавая ясную пространственную перспективу - невольную аллюзию, воспоминание о величественных дворцовых анфиладах...
Парадная тема получает развитие в кабинете хозяина дома, однако благодаря тому что большая часть поверхностей выполнена здесь из светлого славонского дуба, интерьер приобретает более спокойное, сдержанное звучание. Территория сына хозяев (гостиная-кабинет, спальня и санузел, выделенные в отдельный блок) обладает ярким эмоциональным характером: в этой части дома активно используется сочетание контрастных поверхностей с различными фактурами (венге, тёплая терракотовая штукатурка, светлая велюровая мебель). Объём помещения (не слишком большого по площади) зрительно увеличивается за счёт раздвижных дверей между гостиной и спальней и диагонального построения последней.
Для того чтобы вписать в чётко выстроенный, самоценный, по сути, интерьер не менее независимые живописные работы, были просчитаны все мелочи и нюансы: размеры стен и габариты картин, соотношение оттенков "рваной" штукатурки и колорита живописных холстов. Эмоциональные, насыщенные полотна стали одной из наиболее значимых составляющих интерьера, его финальным аккордом.
Авторы проекта сознательно отказались от оформления живописи в багет: явный контраст между необрамлёнными холстами и идеально ровными плоскостями стен делает интерьер ещё более ярким и выразительным.
Из окон гостиной открывается широкая панорама Москвы, просматривается здание Университета на Воробьёвых горах. Живописное полотно, размещённое на одной из стен, поддерживает тему: схожий московский пейзаж, венчаемый остроконечной башней МГУ.
Евгений Полянцев:
"Точкой отсчёта при создании этого интерьера для нас стали работы известного московского художника-нонконформиста Владимира Брайнина. Многие стилистические решения, общая колористика пространства строились специально под эту живопись".