Отделка сна
Эстетика спальни: единственное место в современном интерьере, где дизайн имеет право навевать сон, с тем только условием, что спать здесь будет красиво
Раздвоение спальной и парадной функций спальни уже имело место быть в истории интерьеров. Со времен императрицы Екатерины II российские монархи держали спальни красивые - парадные, и более прозаичные - повседневные. Сейчас острой необходимости в таком раздвоении нет, язык современного дизайна подразумевает сочетание удобства и красоты, да и представления о парадности изменились. Впрочем, имперский, или, точнее, императорский, стиль оформления спален для российских интерьеров актуален и сегодня, но это явление скорее психологическое, чем эстетическое. Простота и скромность в наши дни именуются по-другому - не иначе как лаконичность и эргономика, и стоят они дорого.
Отдельные европейские мыслители убедительно доказывают, что современный интерьер спальни в доме и в отеле - субстанции разные. Феерические гостиничные спальни, как в Ritz или Costes, - это аттракцион, на временное пребывание рассчитанный. Можно и в доме отгрохать такую же. Но, право, современное дизайнерское искусство гораздо большую тонкость чувств может вложить в спальную обстановку. Современные представления о роскоши уходят вглубь фактуры и конструкции, роскошное становится внутренним качеством, а не внешним проявлением. В каком бы стиле спальня ни была спланирована, дворцовом или минималистском, хороший дизайн сегодня больше напоминает ремастеринг и ремикширование старых записей в новом Hi-End-качестве. Точки сборки и склейки фрагментов оказались главнее стилевых доминант.
В спальне наших дней оттенки и нюансы более важны, чем в других комнатах. Цвет и фактура стен едва ли не больше создают атмосферу, чем выбор стиля. В распределении мебели важен каждый сантиметр влево и вправо, потому что от этого зависит чувство комфорта или дискомфорта. Здесь свои правила расстановки фигур и особый фэн-шуй. Тонкости пространства спальни аппелируют к шестому чувству.
С учетом изложенной поэтики конкретика актуальных спален заключается в наличии нескольких тенденций. Во-первых, большинство спален желают быть монохромными, чтобы цвет в цвет перетекал плавно, без мельтешни. Избегают последней и спальни, колористика которых построена на контрастах, исключительно правильных, как в художественных училищах учат, а потому комплиментарных для восприятия. Само собой, что пастельные тона - это основная палитра во многих спальнях. А чистые и четкие оттенки насыщенных цветов - признак спален модных и современных.
Фактура поверхностей для спальни может оказаться даже первостатейнее цвета. Мягкое или слегка шероховатое, конечно же, более логично для покоев Морфея, но в отдельных экстравагантных случаях и металлическая гладь с холодом стекла бывают уместны. Описывать все возможные фактуры нелепо, достаточно сказать, что технологически сегодня возможно многое и в отделке стен, и в покрытиях пола, не говоря уж про мебель.
Историяи спальни В России традиция спальных интерьеров сложилась под влиянием западных образцов. С конца XVIII века по французской традиции опочивальней заканчивалась анфилада дворцовых покоев. Кровать с балдахином занимала центральное место, обозначенное легкими колоннами или золоченой балюстрадой. Стены спален затягивали шелковыми тканями, которые применяли в драпировках и в обивке мебели. В иных случаях общий колорит комнаты строился на сочетании различных оттенков одного цвета.
Парадные спальни не использовались по назначению, а служили утренней приемной. В них было принято выставлять свои сокровища: фарфоровые "туалеты", античную скульптуру и китайские вазы. На ночь аристократы устраивались в скромно обставленных общих комнатах без особого убранства, отчего и пошла в народе поговорка: "Мимо кровати пошел спать на полати".
В середине XIX века в спальнях знати появились ниши - альковы, где размещалось ложе, а функцию утреннего кабинета принял на себя будуар. В его интерьере а-ля Помпадур не хотелось заводить споров: все было изящно и весело. Вокруг нежный шелк, позолота, картины в духе Ватто. А зеркала до бесконечности множили пестроту изящных мелочей.
К концу столетия спальни богатого дома и дворцовой резиденции были практически идентичны. Однако на мужской и женской половинах они сильно различались. Дамские покои служили иллюстрацией семейного счастья: широкая кровать с вышитым бельем, кружевные душистые саше, распахнутые веера на стенах, на потолке - живописные плафоны с изображением Млечного Пути или играющих нимф. Личные апартаменты супруга могли и вовсе не включать в себя кровати. Диван, непременная кушетка, коллекция оружия на стене, небольшое бюро с бюстом мыслителя или поэта - все в строгом стиле Генриха IV или в ориентальном вкусе.
Текст Елены СавиновойАрхитектор Марина Рафальсон ("Лаборатория 4А") о спальнях личных и гостевых: "У каждой спальни должен быть свой стиль, свои характер и настроение. Спальня - это самое интимное помещение в доме, она многое говорит о своих обитателях. Но это все можно сказать о спальнях личных, хозяйских, где человек проводит треть своей жизни. А эта спальня - гостевая. У нее свои особенности, она не на каждый день, а потому мы ее сделали эффектной и даже несколько театральной".
Архитектор Людмила Жданова о спальнях, в которые приятно возвращаться: "Ваша спальня должна нравиться вам всегда, в нее должно быть приятно возвращаться даже из самых увлекательных путешествий. Для этого интерьер должен быть эмоциональным, насыщенным, интересным. Очень важно для спальни, чтобы она была просторной, чтобы не возникало чувства зажатости. Желательно не перегружать интерьер, чтобы спальня была уютной, но не захламленной".
Архитектор Игорь Утешев о многофункциональных спальнях: "Говорить о приоритете какого-либо конкретного стиля в интерьере спальни я считаю не совсем правильным: любой стиль, если он достойно выдержан, актуален. Я считаю, что для спальни самое важное - продуманное зонирование, чтобы не просто кровать в центре стояла, а все помещение использовалось и выполняло несколько функций. Чтобы в спальне, например, можно было просто отдохнуть с книжкой и чашкой чая, чем-то еще заняться, а не только спать ночью".