Паола Навоне
Легенда мирового дизайна Паола Навоне побывала в Москве и дала ряд пресс-конференций и мастер-классов
Среди итальянских дизайнеров Паола Навоне имеет, пожалуй, самый внушительный список достижений. В середине 80-х Паола Навоне - консультант UNIDO (ООН, департамент промышленного развития) и Международного Банка по продвижению продуктов на рынке Юго-Восточной Азии. В 1984 году она получает премию Award на фестивале дизайна в Осаке. В 1999 году - Prix d'excellence ("приз совершенства") от журнала Marie Claire. В 2000 году журнал Architektur&Wohnen выбирает ее дизайнером года. За почти тридцатилетний "стаж" работы в пространстве мирового дизайна Паола работала на такие престижные марки, как DRIADE, ALESSI, GERVASONI, KNOLL, MONDO, CASAMILANO, ARCADE, ORIZZONTI. Паола считается основательницей этнического направления в дизайне.
В Москве пресс-конференции с участием Паолы прошли в гале-рее ARTE DI VIVERE на Большой Якиманке, д. 12, и в галерее "Паола" на ул. Большие Каменщики, д. 15. Обширный мастер-класс с комментариями почти ко всем своим работам Паола провела в Международной школе дизайна на Нахимовском пр-те, д. 47. Наиболее интересные рассуждения знаменитого дизайнера мы приводим ниже.
"Итальянский дизайн в 80-е годы был очень правильным и строгим. В двух словах его можно описать как "диван из черной кожи со структурой из стали".
У меня тогда возникла идея разрабатывать мебельный дизайн с таким подходом, который обычно используется в дизайне одежды, а именно: каждый год создавать целую коллекцию, а не только один диван и одно кресло. И моя мысль заключалась в том, чтобы ежегодно кардинально менять стиль коллекции...
Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого себя. Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своем произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично...
В первую очередь я стремлюсь выдерживать концепцию. Форму можно менять в процессе сотрудничества с фабрикой, но концепцию - ни в коем случае...
Очень часто, когда я приезжаю на фабрики к моим клиентам, мне говорят, что я крупный специалист по мусорным бакам. Я всегда роюсь в том, что они выбрасывают. Потому что очень часто профессионал в той или иной области не способен оценить какие-то неординарные мелочи, по-новому взглянуть на них. Взгляд "замылен", что называется. А я могу...
Мебельный проект, разработанный мной для CASAMILANO, - это целый этап моего творчества. Я стремилась сделать вещи в стиле чувственного минимализма, и мне это, кажется, удалось. Особенно я люблю мебель, фасад которой отделан мелко-ребристо, как юбки из коллекции Иссе Мияке...
Что касается моей совместной деятельности с фабрикой GERVASONI, предыстория проста. Четыре года назад владельцы фирмы обратились ко мне с просьбой придумать для них новую концепцию. Меня привлек тот факт, что фабрике уже более ста лет, а это означает, что в производстве сохранена традиция плетения из натуральных материалов. В Италии она сейчас уже практически умерла: во-первых, из-за дороговизны ручного труда, во-вторых, осталось очень мало ресурсов, т. е. собственно материалов. Мы начали сотрудничество, решив, что будем развивать продукцию с новым имиджем, сохраняя тем не менее и идею плетения, и приверженность к натуральным материалам".
Сейчас, будучи штатным дизайнером фабрики GERVASONI, Паола одновременно является главным дизайнером домашней коллекции ARMANI CASA, появление которой сейчас с нетерпением ожидает весь мир.