Паоло Пининфарина
Интервью с Паоло Пининфарина - одним из руководителей автомобильной империи PININFARINA
Когда 15 лет назад Паоло Пининфарина возглавил подразделение автомобильной империи PININFARINA, легендарная компания обладала не только внушительным капиталом, но и имперскими атрибутами: прозвище основателя компании Джованбаттисты Фарины - Пинин (Малыш) - было узаконено президентским указом, его сын Серджио удостоился рыцарского звания и ордена Почетного легиона, а фирменную эмблему украсила королевская корона. Один из руководителей автомобильной империи в третьем поколении, Паоло Пининфарина превратил отдел перспективных исследований PININFARINA EXTRA во всемирно известную дизайнерскую студию. Попасть в Extra, где помимо прочего находится уникальная семейная коллекция автомобилей, практически невозможно: доступ сюда открыт только для друзей семьи и, конечно, для дизайнеров, работающих в компанииОднако для журнала SALON-interior было сделано исключение, и г-н Пининфарина дал эксклюзивное интервью, которое мы публикуем накануне его приезда в Москву.
SALON: Вашу компанию называют феноменом итальянского автомобильного дизайна, а одна из машин стала единственным автомобилем, выставленным в Музее современного искусства в Нью-Йорке, так как она считается скульптурой в движении. Поэтому первый вопрос, естественно, касается дизайна автомобилей. Успешное сотрудничество со знаменитым производителем высококлассных гоночных и самых популярных и дорогих спортивных автомобилей - FERRARI - уже почти 50 лет не дает покоя конкурентам...
- Да, с Ferrari у нас всегда были эксклюзивные контракты, и за 50 лет произведено около 150 моделей. Каждый раз это была новая модель, которая имела свой успех, каждый раз! Когда FERRARI объявляла конкурс на проект очередной модели, всегда выигрывала PININFARINA. Это практически как футбольная команда, которая выигрывает 150 раз подряд.
S: Параллели со спортом, надо полагать, не случайны?
- Я нахожу очень много общего - в организации, в принципах работы в команде. Директор уже как бы не начальник, он уже тренер. Как всегда, в группе обязательно найдутся те, у кого есть фантазия, и те, кто "приносят себя в жертву", которые решают возникшие проблемы. Люди, которые атакуют и которые защищают...
S: А Вы атакуете?
- Мне больше нравится быть креативщиком, создателем стиля - скорее атакующим, чем защитником. Проектировщик же, скажем, "несет" результат - он защищает свою позицию, поддерживает возникшую у креативщика идею. Это очень важно - решать проблемы, которые создал креативщик... Я вообще придаю огромное значение тем заслугам нашей компании, которые не связаны с чистой креативностью: чистое творчество достаточно случайно. Мне нравится собирать проектировщиков и стилистов и пытаться все решать вместе - независимо от того, кто здесь творческий, а кто нет.
S: То есть Вы не диктатор?
- Нет, я не диктатор, но мне нравится дисциплина, так что я и не супердемократ, конечно. Все открыто, все ходят, "висят" в Интернете - такого нет. Есть этикет, есть расписание...
S: Приходится ли давить на людей, чтобы добиться соблюдения расписания?
- Сейчас я уже научился выбирать сотрудников, уже заранее знаю, чего от них ждать. Но я с этим изрядно помучился: у меня были тяжелые периоды, когда часть моей работы была посвящена разборке проблем с сотрудниками. Теперь я распределяю задания и работу людей и смог найти время и место для своих хобби. Например, у меня есть дом в сельской местности, там есть виноградники, я делаю свое вино... (Смеется.) Раньше у меня был постоянный стресс, я ходил злой, а теперь я стал намного спокойнее!
S: Но, наверное, все-таки пришлось чем-то пожертвовать ради того, чтобы быть number 1?
- Нет, в моем случае... Может быть, в частной жизни... Когда ты несешь груз такой работы и ответственности, ты не всегда можешь оставить его на работе - ты рассказываешь дома то, что произошло за рабочий день, снимаешь стресс... Необходимо, чтобы тебе повезло в жизни, чтобы ты нашел человека, который воспринимал бы тебя таким, какой ты есть... Мне в этом не повезло. Мне повезло в другом - мне многое удалось в работе. И потом у меня четверо детей! Не было у меня еще того, что называют любовью всей жизни: всего иметь нельзя...
S: Ваша работа в качестве руководителя одной из самых известных и мощных дизайнерских и проектировочных компаний мира, судя по всему, была предопределена с детства. Вас не смущало отсутствие выбора?
- Конечно, я всегда знал, что буду одним из владельцев этой компании. Я не знал, чем именно я буду заниматься, учился на инженера и собирался работать в проектировочном, техническом отделе. Но потом... Вы знаете, обстоятельства иногда играют исключительную роль: в компании был создан проект - знаменитая теперь кухня Ola. Для меня эта кухня стала поворотом всей моей жизни. Сначала это был пробный проект, над которым я работал несколько лет, разрабатывал дизайн, думал, рисовал вместе с другими дизайнерами. И это меня очень зарядило, я осознал таким образом, что я могу, что умею. И понял, что нахожусь на том уровне, на котором я должен быть. Можно сказать, что именно тогда я почувствовал вес своей фамилии.
S: Неужели раньше Вы не чувствовали этого веса? Самая обычная семья?
- Ну, когда мне было лет пять-шесть, папа возил меня на FERRARI. В моей памяти остались "внутренности" машины - это было ни с чем не сравнимое ощущение!.. Но это не я такой - это обстоятельства были такие...
S: ...и они определили всю Вашу жизнь?
- Нет, нет! Когда я учился в туринском университете на факультете инженерной механики, а это очень сложный факультет, я всерьез размышлял о том, есть ли что-нибудь другое, чем можно было бы заняться...
S: Чем, например?
- В те годы в итальянской индустрии были серьезные проблемы. Это было время терроризма - не самое хорошее для компаний и офисов время. Отец иногда возвращался домой в плохом настроении и говорил: "Да делайте вы что хотите..." Так что не было ничего предопределено заранее... И вообще - я, между прочим, играю на ударной установке. Я всегда этим занимался, раньше - меньше, а теперь деньги появились. Это, конечно, сказывается, теперь я свободен. Хотел работать в студии, записывать диски - была такая попытка...
Хотя в 1987 году я все-таки записал кассету: мы работали над ней по вечерам три месяца, два-три раза в неделю... Но когда я понял, что это занятие становится работой, мне оно перестало нравиться. Это уже больше не развлекало, это стало слишком серьезно...
S: Ваши дизайнеры с одинаковым успехом работают в самых разных сферах вне автомобилистики - от бытовой техники и осветительных приборов до телефонов, фотоаппаратов и компьютеров. И производство кухонь совместно с компанией SNAIDERO - один из самых успешных проектов...
- Да, еще год, и Ola побьет рекорд Fiat-124, который уже десятилетие находится в производстве. Представляете, какое это удовлетворение для тех, кто работал над проектом, который после десятка лет производства считается актуальным и продвинутым! Ola и следующий проект, Viva, имели огромный успех. Но если Вы меня спросите, какая кухня мне больше всего нравится, я вам скажу: "Это следующая".
S: В какой области, по-Вашему, функция в большей степени диктует дизайн - в автомобилистике или в мебельном производстве?
- В том, что касается эргономики управления, сидений и так далее, автомобиль, естественно, пример для подражания. Потому что в дизайне кухонь эргономика тоже очень важна: где устанавливаются вещи, как их брать... По сути, дизайнеры и производители встречаются именно в точке функциональности.
S: Вопрос классический, но не задать его нельзя: какую марку машины предпочитаете?
- Пятидверный Pajero Pinin - на нем я сегодня приехал на работу. Иногда я езжу на Ferrari...
S: Спасибо, сч