Парад планет

квартира общей площадью 100 м2 Вячеслав Кулясов, Александр Афанасьев Фантастическая модель космической орбиты в основе концепции интерьера квартиры. Сочетание эстетики древних представлений о Космосе и реалий третьего тысячелетия

Дата публикации 01.03.2002

Фото: Виталий Нефедов

Текст: Дмитрий Копылов

Автор проекта: Игорь Даров
Вячеслав Кулясов
Александр Афанасьев

Журнал: N1 (57) 2002

Каждый по-своему представляет Космос и Хаос. Вряд ли можно сомневаться, что авторы этой квартиры явное предпочтение отдают Космосу. "Орбита" (именно так звучало условное название объекта) архитекторов Кулясова и Афанасьева - это их собственный фантастический "текст", насыщенный ассоциациями и параллелями из полузабытых, казалось бы, легенд и мифов о неведомых и невидимых мирах Логическим и интеллектуальным центром небольшой (100 кв. м), вполне стандартной двухкомнатной квартиры стала "скрученная" гостиная: именно такой эффект создают "орбитальные" круги на полу и потолке. Гостиная внешне никак не соответствует стереотипному представлению о помещении "для гостей" и скорее напоминает кают-компанию в суперкомфортабельном звездолете. Главное внимание привлекает радикально "космический" эстетский пол: темно-синий, с "фантастической" подсветкой, он в буквальном смысле "переворачивает" земные представления о вертикали "земля-небо", ибо вместо тверди пол ассоциируется со звездным небом. Благодаря нарочито грубоватой, "пещерной" фактуре стен, свет не рассеивается, но, кажется, полностью поглощается этой агрессивно-спокойной космической синевой. Глянцевый натяжной потолок с металлизированным напылением выразительно "дублирует" рисунок пола. В центре потолка - белая сфера, где размещена осветительная конструкция, претендующая по меньшей мере на модель галактики. Стиль "космо-техно" убедительно подчеркнут "паучьей" формой люстры, ассоциирующейся с экраном радара. Она излучает мощный световой поток на "орбитальный" же полукруглый диван. Стилистически и философски значимый образ в гостиной - конструкция в виде шара внушительных размеров. Это украшение воспринимается как модель планеты, а постоянно циркулирующая по округлой поверхности вода, древний символ жизни, словно противоречит земным представлениям о том, что в запредельных мирах - лишь "царство мертвых". "Бионическую" оппозицию холодному звездно-синему цвету (который в квартире - главный) составляет аквариумный мир. Это и самостоятельные зрелищные объекты, и функционально важные детали интерьера: огромные, под тонну воды, резервуары (изготовление хромированных панелей к ним стало одной из самых сложных декоративных задач) отделяют спальную зону от кабинета. Оригинальная люстра, напоминающая гибкую ивовую ветвь, логично замыкает тему "живой природы". Раздвижные полупрозрачные двери отделяют гостиную от спальни, одна из стен которой является элементом общего "орбитального" круга квартиры. Кухня выполнена из нержавеющего рифленого листа с использованием матового стекла и матового серебра. В "Орбите" Кулясова и Афанасьева соединены в единой эстетике древние представления о Космосе и реалии третьего тысячелетия. Похоже, что в одной точке (или одном пространстве) сходятся не только крайности, но и времена. Этот космос - уютный "жилой" корабль, спокойно парящий над шумным мегаполисом. Городом, которому, кажется, нет никакого дела до того, сияют ли еще над ним звезды... Александр Афанасьев: "Идея сделать "техно- космическую" квартиру возникла сразу, как только заказчик высказал свое пожелание: "Здесь я хочу думать о вечном". Доминирующими во всей квартире стали стальной и цвет ночного неба, а планировка напоминает внеземные космические орбиты."