Параллельные интерьеры
две изначально схожих по планировке квартиры. Общая площадь каждой - 82 м2 Эдуард Овсепян, Соня Яльцева
Речь у нас пойдет о двух квартирах, между которыми много общего. Один и тот же дуэт архитекторов: Эдуард Овсепян и Соня Яльцева. Один и тот же "исходный материал" - квартиры (по планировке совершенно одинаковые, разве что расположенные зеркально) в блочных шестнадцатиэтажках - лучших, как нам объяснили, домах массовой застройки. Более того, и в стилистике интерьеров предлагаемых вниманию наших читателей, много общего. Цветовые контрасты, планировочные решения, оборудование... Арочные конструкции: арка - самый простой и лаконичный прием, позволяющий украсить и оживить дверной проем. На этом, однако, сходство заканчивается...
Встретившая нас молодая хозяйка сообщила, что сначала у нее была к архитекторам единственная просьба: увеличить помещения санузлов и добавить в ванную комнату унитаз, а в туалет - умывальник.
"Люди мы самостоятельные, работающие, нам порой некогда ждать у запертой двери, да и неудобно это". Просьба хозяев была удовлетворена, что стало возможным благодаря исходно широкому коридору, ведущему на кухню. Коридор, впрочем, и теперь не выглядит тесным, и уж тем более - темным. Стены во всей квартире, за исключением детской, белые; пол в коридоре и кухне-столовой выложен белым кафелем, А завершается коридор аркой, создающей ощущение устремленности вверх, легкости, гармонии. Дверной проем, соединяющий гостиную и прихожую, хозяева решили оставить прямоугольным. Думали со временем врезать здесь двери или что-то в этом роде. Теперь, три года спустя, стало ясно, что были неправы: как и предсказывали профессионалы, никакие двери здесь просто не понадобились. Тем более что зеркальные шкафы, находящиеся в прихожей, должны, по замыслу авторов, "просвечивать" комнату насквозь - лишь тогда возникает ощущение преодоления ограниченного пространства, увеличения площади.
Минуя арку, обнаруживаешь второе - и последнее существенное изменение, внесенное архитекторами в планировку, Менее чем десятиметровая кухонька объединена, посредством еще одной, уже широкой арки, с гостиной. В результате появилась возможность оборудовать кухню-столовую, расширив пространство за счет соседнего помещения. Сквозь белый арочный проем изящно протянулся полномерный обеденный стол черного дерева. Видимая же граница половой и гостиной обозначена не только мебелью (в гостиной - мягкая, зеленоватых тонов), но и напольным покрытием (в кухне-столовой - белый кафель, в гостиной - ковролин).
Совершенно необходимо отметить: пробить арку в несущей стене дома стало возможным только благодаря тому, что квартира находится на последнем этаже (даже в этом случае потребовалось дополнительное укрепление). Вот вам и "первый и последний не предлагать". Впрочем, эта максима уже несколько лет как устарела: первые этажи превращаются в престижные офисы и магазины, последние привлекают внимание состоятельных людей широкими возможностями переустройства интерьера.
Спальня и детская - комнаты очень разные. В спальне смягченный жалюзи свет, спокойные краски создают необходимую для отдыха атмосферу. Напротив того, в расположенной симметрично детской стены, окрашенные в радостные желтые тона, сочетаются со светлым деревом гарнитура.
Изящество, продуманность, безупречный вкус - вот как можно суммировать впечатления, оставляемые этой квартирой. Вся мебель и оборудование привезены из Италии - законодательницы мод в области интерьерного дизайна.
Только паркет отечественный, российский: здесь мы не уступаем Западу. Вещей, в сущности, немного, но все они предельно функциональны и - на своих местах, И вот результат: небольшая трехкомнатная квартира не просто вместила семью из четырех человек, но и неожиданно обнаружила свободные пространства, дала своим обитателям возможность расположиться с комфортом.
В день моего приезда на улице стояла обычная для Москвы июньская жара. А в квартире, несмотря на отсутствие кондиционеров, не было жарко. Может быть, из-за обилия кафельных поверхностей? "Интересно, как здесь живется зимой?" - уже в передней мелькнула прощальная мысль.
Другая квартира приветствовала гостей задиристым собачьим лаем: хозяева только что взяли второго ротвейлера. Едва переступив порог, понимаешь: живут здесь не слишком упорядочено, но как-то очень уютно.
Архитекторам при работе над проектом предстояло решить сразу две задачи: с одной стороны, обеспечить жизненное пространство всем обитателям, а с другой - избежать недостатка мягких поверхностей, укромных уголков, своеобразного аскетизма. Вдобавок надо было считаться с потребностями и привычками хозяев. Например, наличие в доме животных заставило отказаться от коврового покрытия. Непросто было убедить хозяйку в преимуществе контрастной цветовой палитры; вызывал возражения предполагаемый белый цвет стен. В итоге нашлось компромиссное решение: подобрав обои в двухцветную полоску и разрезав их вдоль, пены в гостиной и комнате дочери и бабушки завершили изящными, ненавязчиво перекликающимися бордюрами. Но все это - предыстория. А что же в настоящем?
Пол в квартире паркетный, дубовый, отечественный. Лишь кое-где набросаны коврики: где для собак, где просто так, для уюта. Направо от входной двери - коридор на кухню.
Он, как и в первой квартире, обужен, но не за счет расширения санузлов, а потому что его левая сторона целиком занята большим платяным шкафом. По правую руку -двери в ванную и туалет, Стены там выложены черной плиткой, чуть оживленной тонким причудливым рисунком. Выглядит очень красиво, но... - Всю жизнь мечтала о черном кафеле, а теперь намучилась с ним, - жалуется хозяйка. - Ведь каждая капелька видна, приходится то и дело протирать.
Пожалуй, это единственное неудобство, обнаружившееся за два года, Не так уж много, правда? Вернувшись по коридору и миновав еще одну арку, оказываешься в обширной гостиной. Она образована путем слияния бывшей большой комнаты с прихожей. Здесь свободно разместились югославская мягкая мебель и немецкий гарнитур черного дерева. Зеркальные двери шкафа, находящегося в торце, напротив окон, зрительно расширяют пространство.
Спальня - единственное в квартире помещение, оклеенное обоями.
Неяркие, под набивной шелк, они одновременно удивляют роскошью - и расслабляют, снимают напряжение. А вот симметричная спальне комната дочери и бабушки выглядит иначе - там атмосфера скорее деловитая, кабинетная. Это и логично: дочь-студентка здесь занимается, а бабушка только ночует, проводя остальное время в гостиной или на кухне, у маленького телевизора. - Переоборудовать? Да нет, нас здесь все вполне устраивает, - ответили на мой вопрос хозяева среднего поколения. Это их первый "настоящий" дом, где они все сделали, как хотели. До сих пор были времянки, квартиры с перешедшей по наследству мебелью. А теперь - все. Здесь они намерены осесть надолго, Бог даст - навсегда.
Чем больше общих черт находит в этих интерьерах внимательный взгляд, тем очевиднее различия: в домашней обстановке, в жизненных и культурных установках хозяев, в путях самореализации личности.
Два изначально родственных интерьера ведут между собой безмолвный разговор. Лаконизм легких и светлых стен, без всякого перехода смыкающихся с потолком, - и узорный фриз. Удобная, качественная и легкая итальянская мебель, детище современного промышленного дизайна, готовое завтра без долгих разговоров уступить место новому писку моды, - и куда более консервативный немецкий гарнитур, солидный, приобретенный на десятилетия. Новейшая высококачественная отделка, гладкие, идеальные для практических нужд поверхности - и серьезный выбор материала, внимание к его рисунку и фактуре, к его подлинной или кажущейся ценности. Этот ряд противопоставлений можно было бы продолжить и заметить, например, что чуть небрежный, чуть насмешливый, если можно так выразиться, "молодежный" стиль полемичен по отношению к бережному и кропотливому собиранию антикварных вещиц. Контрасты бросаются в глаза при посещении двух квартир. Но случайны они, или же отражают какие-то глубинные, сущностные отличия?
Приоткроем дверь в спальню. Интимные покои разнятся так же сильно, как и п