Патрик Робер

Интервью с французским дизайнером, оформителем и организатором выставок. Он поселился в Бирме, чтобы обрести душевный покой, а вместо этого стал предпринимателем - организовал производство мебели под маркой PARTICK ROBERT

Дата публикации 24.04.2000

Фото: Николай Федянин, Александр Драйгор

Интервью подготовил: Николай Федянин

Журнал: N3 (103) 2006

До того как приехать в Бирму, французский дизайнер Патрик Робер занимался оформлением выставок и выставочных пространств в таких известных музеях, как Музей изобразительных искусств в Бостоне, музей Гуггенхайма и Центр Помпиду. "Я поселился в Бирме, чтобы обрести душевный покой, а вместо этого стал предпринимателем", - шутит владелец марки PARTICK ROBERT

SALON: Месье Робер, Вы сотрудничали с многими музеями мира. Какой из них Вам нравится больше всего?

-  В мире так много хороших музеев, что сложно сказать, какой из них мне нравится больше. Недавно, например, я посетил музей Гуггенхайма в Бильбао и был настолько впечатлен, что остался в городе еще на несколько дней. В Париже я очень советую посетить музей Даппе - он небольшой, но в нем находится едва ли не лучшая в мире выставка предметов африканского искусства.

S: Расскажите, как Вы стали дизайнером?

-  В определенном смысле слова я был дизайнером всегда. Я организовывал самые разные тематические выставки, в том числе этнические, посвященные африканским скульптурам или искусству тольтеков. В восьмидесятые годы, когда министром культуры СССР был Петр Демичев, я даже проводил выставки советского искусства и скульптуры в Европе и Японии. Мне довелось побывать в разных странах, так что вся моя жизнь прошла в стиле фьюжн.

S: Как Вам кажется, почему стиль фьюжн, или этнический стиль, стал так популярен в последнее время?

-  Я думаю, что это реакция на стресс, который испытывает человек в западном мире. Все больше людей хотят, чтобы в вещах, которые их окружают, присутствовала философия спокойного созерцания жизни, философия дзен. Это, кстати, касается не только интерьеров, но также еды и одежды.

В то же время стиль фьюжн очень многообразен. По сути, его можно назвать неоколониальным. Люди все больше путешествуют и хотят, чтобы в их домах присутствовали вещи, напоминающие об этих поездках. Соответственно, рядом могут оказаться вещи, привезенные из Индии, Африки или Японии. Например, в моем доме в Бирме в одной из комнат вы можете увидеть картину советского художника, африканские статуэтки племени догон и кресло в стиле Людовика XV.

S: Почему Вы решили организовать производство мебели? И почему именно в Бирме?

-  Все началось с того, что я стал обставлять мебелью свой новый дом и сделал кровать и кухонный стол. Ко мне в гости приехал Теренс Конран (известный английский дизайнер, основатель сети магазинов The Conran Shop. - SALON), мы сели ужинать, и вдруг он сказал: "Мне нравится твой стол. Я с радостью куплю у тебя контейнер с такими же столами". И тогда я решил выпускать мебель в стиле фьюжн.

Уникальность Бирмы заключается в том, что здесь есть все необходимые дизайнеру материалы: лучшая в мире древесина тика, бронза, медь, золото, жемчуг, кораллы и так далее. Правда, мне пришлось показывать бирманцам, как можно применять эти материалы. Например, моя фирма выпускает вазы, покрытые тонкой золотой фольгой. В Бирме такой фольгой уже многие века покрывают статуи Будды, и сама идея того, что позолоченными могут быть не только статуи, но также предметы повседневного пользования вроде тарелок и ваз, для бирманцев была новой и удивительной.

S: Какие еще ремесленные технологии Вы используете?

-  Однажды я сделал коллекцию мебели, украшенной скорлупой орехов пальмы арека. Из этих орехов и из листьев перца бетель бирманцы делают жвачку, которая называется "бетель". Все бирманцы постоянно жуют эту смесь, так что у них постоянно красные зубы. Я решил как-то бороться с этой привычкой и стал использовать орех для производства мебели, но, к сожалению, мне пока не удалось отучить бирманцев от привычки плевать на ботинки…