Переполох в Китае

ресторан "Китовасия" (Москва) Андрей Горожанкин, Герман Кофман, Мария Горожанкина Сплав современного и этнического стилей - китайской экзотики и рационального хай-тека - реализованный в интерьере ресторана "Китовасия"

Дата публикации 01.03.2002

Фото: Алексей Князев

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Роман Леонидов
Андрей Горожанкин
Мария Горожанкина
Герман Кофман
Виктор Фрейденберг
Александр Литвинский
Марат Ка

Журнал: N1 (57) 2002

Название нового московского ресторана "Китавасия" не просто игра слов. Обе смысловые линии названия - катавасия и Китай - полностью преобразованы в интерьере, созданном архитектурным бюро "Шаболовка", в гармоничное эстетическое единство. "Два кита" в архитектуре ресторана - это, с одной стороны, узнаваемая китайская экзотика, с другой - металлизированный рациональный хай-тек. Ресторатор Герман Кофман (известный москвичам по ресторану "Ки-ка-ку" и клубу "Т") планировал создать не буквальную реконструкцию аутентичного китайского быта, его интерьерные, гастрономические, ритуальные аспекты. "Угол зрения" на древнюю культуру построен таким образом, что это и Китай глазами европейцев, и в то же время современный Китай. Зрителю предлагается некий "микс" из наиболее ярких достижений, которые привнесены в мир восточными цивилизациями. Архитектор Андрей Горожанкин выступил здесь как создатель "легенды", без которой объект был бы лишен индивидуальности: он нашел ключевой образ интерьера. Присутствие "высокотехнологичного монстра", охраняемого древними китайскими воинами, сближает помещение с образом древнекитайского храма. Но на этом связь с архаикой завершается. Сотворение мифа о драконе не было самоцелью. Тем не менее крупный сказочный хищник выполнен известным московским художником Виктором Фрейденбергом с поистине ювелирным изяществом. Сплав современного и этнического стилей - главная идея в интерьере. Традиционные материалы и детали (капители колонн, решетчатые ограждения балкона, древнекитайская каллиграфия, рисунок перегородок, веера оконных решеток) несут древний символический смысл. Они "смягчают" резкое звучание металла и делают представленный в интерьере хай-тек более "человечным". Этот урбанистический интерьер с элементами этники буквально "ожил" под рукой известного декоратора Марата Ка. Он придал стенам особый цвет и фактуру, превратив помещение в подобие драгоценной шкатулки красного лака. От стереотипа "шокирующей Азии" не остается и следа. Рецептура блюд, приготовляемых шанхайскими поварами, корректно "учитывает" пристрастия европейцев. Музыка воссоздает репертуар знаменитого парижского "Будда-бара": здесь слышатся этнические мотивы, обработанные эзотерически настроенными, но выросшими на музыке "Битлз" музыкантами. Атмосфера заведения по сути является игрой, в которой задействованы и различные режимы освещения, и паноптикум с появляющимися и исчезающими статуэтками, и повар-шоу, и необычный способ общения с посетителями (записки при входе!) и т. д. Возникший в старинной московской застройке, ресторан словно артерия, где кипит горячая кровь городского центра - экстремальная смесь былого и современности, космополитичности и национальной самобытности.