Пещеры подводного царства
квартира общей площадью 107 м2 Андрей Пискарев, Светлана Пискарева
В последнее время интерьер словно "заболел морем". Казалось бы, тема тупиковая, обреченная на присущее каждому "большому стилю" маньеристское затухание. И кто бы мог подумать, что возможен столь неожиданный поворот сюжета
Я слышал море много лет,
Свой дух ему предав,
В моих глазах мерцает свет
Морских подводных трав.
Константин Бальмонт
Молодые дизайнеры Андрей и Светлана Пискаревы спустились на дно морское, причем на нешуточную глубину. Когда попадаешь в квартиру, чувствуешь себя эдаким акванавтом или - если позволяет степень романтизма - русалкой, обплывающей подводные каньоны, расщелины в скалах и затонувшие корабли.
Над тобой мерцают всполохи звездного неба, льющие колдовской свет сквозь толщу вод. Под ногами разбегаются волны тепло-золотистой гальки, смешанной с морским песком. Уединение и пустынность глубин, гулкие, певучие, таинственные звуки подводных существ завораживают, и ты уже целиком во власти происходящего...
Любопытное наблюдение строителей: недовольные жительницы соседних квартир, напуганные происходящим ремонтом, врывались непрошено, желая высказать накипевшее на их душе. Но! Войдя, очарованно замирали и мгновенно забывали о цели своего визита. Искусство все-таки - великая штука!
Хозяин тоже принял этот проект безоговорочно и сразу, ибо является сторонником всего необычного, любителем рискованных затей. Авторы, вдохновленные пониманием, не откладывая, принялись за дело. Уничтожив перегородки прихожей, они решили лепить стену заново, как из папье-маше лепят новогодние игрушки. Придав холлу подобие морского дна, они обособили остальные пространства квартиры и превратили их в укромные подводные "пещеры", наделив собственной неповторимой эстетикой.
Пискаревы, судя по всему, воодушевились творениями знаменитого зодчего Федора Шехтеля, но не формально, а концептуально. За образец был принят хрестоматийный пример стиля модерн - интерьер особняка Рябушинского в Москве. Именно там водная тема нашла свое гениальное воплощение - через призрачные образы подводных существ, стеклянные витражи с произрастающими в них дикими травами, волнообразный рисунок паркета. Как известно, Шехтель вдохновлялся декадентскими настроениями своей эпохи, для которой мотив водной стихии был излюбленным.
Прошел век, и мотив этот обрел новое, созвучное нам воплощение: сумрачное - но не зловещее, таинственное - но не отпугивающее. Современное. Композиционным ядром в особняке Рябушинского, если помните, служил холл с лестницей, парапет которой олицетворял вспенившуюся волну. Вокруг холла и формировались все остальные по-мещения. Тот же принцип использован и Пискаревыми: все комнаты словно нанизаны на единый стержень и открываются по принципу "изнутри-наружу".
Однако пожелание заказчика "чтобы из комнат не просматривалась прихожая" было выполнено блестяще - путем добавления к уже существующим перегородкам новых. Благодаря этому при каждой комнате появился отдельный коридорчик, напоминающий узкую изгибающуюся улочку средневекового города. Стена прорастала кристаллами прозрачных или голубых стеклоблоков - природных образов воздушной и водной стихий. Двери же, где они имеются, отсекают пространства комнат от окружающего мира контрастом своей малахитовой плоти.
И все же вернемся в прихожую, столь поразившую соседок, да и меня, впрочем. Упругая стеновая поверхность, задающая направление "водному течению", оклеена бежевыми листами пробки с напоминающими водоросли и изморозь зелеными и белыми вкраплениями. Фактура максимально "работает", наполняя пространство поистине островным колоритом. Колонна, образованная изгибом стены, со стороны холла прорезана прозрачной нишкой со стеклянными фигурками дельфинчика и ракушки. Со стороны кухни эта колонна, по авторскому решению, заключила в себя объем холодильника.
Сэкономлена ценная для небольшой квартиры площадь и убраны лишние прямые углы. Такой же неожиданностью для меня стала дверь, скрытая за извилиной стены и ведущая в ванную. Спальня получила собственный коридорчик. Из прихожей дверь в сан-узел абсолютно не просматривается.
Потолок прихожей - шедевр конструкторской мысли - "подшит" тремя слоями. Нам дано видеть лишь второй и третий. В последнем прорезан эллипс с фосфорисцентной подсветкой - челнок, качающийся на волнах, видимый со дна моря.
Визуальное увеличение пространства при помощи зеркала - испытанный временем и модой прием. В данном случае зеркало встроено в шкаф, отражение дублирует сразу несколько планов: прихожую, вход на кухню, вид из окна.
Обплывая золотистый риф, проникаешь в "пещеру" гостиной. Овалом заканчивается линия плиточной кладки, затем небольшой подъем на паркетный подиум - и ты уже в кают-компании, где предусмотрен максимальный комфорт, учтены пристрастия хозяина, его невероятная любовь к техническим новшествам.
Уровни пола гостиной и балкона слились, подоконник был уничтожен, и образовалось сквозное пространство, разделенное лишь пластиковой перегородкой. Размеры комнаты зрительно увеличены горизонтальной полосой светлых обоев. Еще одна выдумка авторов - навесной козырек входа, испускающий мягкий свет и повторяющий овальную линию пола. Всем составляющим элементам гостиной - формам шкафа, книжных полок, светильников, столешнице письменного стола с иллюминатором - сообщен этот же мотив. Акценты морской волны, синего и песчано-желтого в мебели лишний раз напоминают об общем духе квартиры. Гостиная насквозь пропитана смешением света и воздуха. Чудесная же панорама, открывающаяся за окном, позволяет вдоволь насладиться закатами и предаться грезам.
Поднявшись на поверхность в гостиной, мы вновь погружаемся на глубину в спальне. Наверное, это символично. По процветшей водорослями ткани обоев рассеяны самые настоящие морские звезды, сопровождаемые стайками светящихся рыбешек, а может быть, морских коньков.
Сумраку противопоставлен светлый тон мраморной крошки стены, в зеркальном отражении играют блики подводных свечек. Зеркалу предназначена двойная роль: временами оно превращается в окно ванной комнаты по соседству.
Ванная, безусловно, заслуживает особого внимания. В небольшой объем помещения вписалось крупномасштабное оборудование, которое было сперва установлено, а уж затем обстраивалось новыми стенами, такими же, как и везде, - овальными. Всмотревшись, я обнаружила незаметный на первый взгляд закуток. Остроумная авторская находка - там оказалась сауна, еще одна маленькая пещерка морского дна.
Мои открытия продолжались и в детской, где вначале все показалось обычным. Но нет, эта комната разбита на две зоны довольно высоким подиумом, покрытым зеленым бильярдным сукном. Во чреве подиума таятся немалые функциональные возможности, а именно - вместительные выдвижные ящики. А это очень кстати для аккуратных мам и детей, повсюду разбрасывающих свои игрушки.
Найти отдых от лучей палящего солнца или переждать шторм всегда можно в прибрежной таверне, коей тут служит кухня. В рисунке стен перемешались все оттенки квартиры: зеленые, голубые, песчаные. Немного холодноватый их колорит подогрет персиковой гаммой кухонной мебели, керамической посуды и плетеных абажуров, при свете которых так уютно посидеть вечерком всей семьей под звуки морского прилива. А тем временем дом - нет, огромный наутилус - будет дремать, качаясь на волнах, и преданно ждать своих хозяев...