Пигмалион в футляре

квартира общей площадью 100 м2 Дмитрий Быков, Дмитрий Коршунов Технологический эксперимент архитекторов Дмитрия Быкова и Дмитрия Коршунова. Квартира, смоделированная как архитектурная композиция

Дата публикации 01.02.2001

Текст: Ася Зеленская

Фото: Алексей Князев, Александр Русов

Автор проекта: Елена Аулова
Дмитрий Быков
Дмитрий Коршунов
Екатерина Кузнецова
Александр Соловцов

Журнал: N5 (50) 2001

Такое случается нечасто. Совершенно невероятная по смелости идея, заранее приговоренная к колесованию и пытке губительным компромиссом, вдруг обретает финансовые крылья и место постоянной прописки. И все потому, что человек, для которого она была рождена измученными бессонницей архитекторами, оценил наметанным глазом Пигмалиона на что способна нескладная дурнушка, стыдливо завернутая в прозрачные кальки чертежей. Такой заказчик, однажды открывший дверь архитектурного бюро - воплощенная мечта архитектора, позволяющая делать то, о чем поет душа Эта квартира напичкана парадоксами как филлиповская булка изюмом. Вы когда-нибудь слышали о том, что стены можно возводить одновременно с этажерками? Что организовывать стометровое пространство способны пилоны - отдельно стоящие фрагменты стены, различающиеся по размерам и конфигурации? Что, наконец, можно смоделировать квартиру как архитектурную композицию - вроде знаменитого татлинского памятника Второму Интернационалу - и с успехом использовать результаты пространственных экспериментов в качестве барной стойки или полки под видеоаппаратуру? И, наконец, материал. Как вы думаете, что архитектор может предложить человеку, любезно согласившемуся пустить его под свою крышу, рыцарю чужой Музы и гиганту альтруистской мысли? Естественно, все самое дорогое и сокровенное. В данном случае... бетон. Этот объект - состоявшийся, и весьма успешно, технологический эксперимент. Выражаясь близким к профессиональному языком, отделка стен выполнена в железобетоне по деревянной опалубке с нарочито проявленной фактурой дерева. Таким, несколько экстравагантным, но как оказалось, весьма эффектным способом отделаны внутренние перегородки и конструктивные элементы, то есть как декоративно-накладные детали, так и объемные элементы. В последних замурованы сотни метров арматуры. В ответ на невинный вопрос "сколько потребовалось бетона для этой квартиры?" архитекторы со смехом признаются, что просто не знают. Но чтобы охарактеризовать "масштабы бедствия", можно привести тот факт, что только на эксперименты с отливкой ушло у строителей месяцев пять. Концепция свободного пространства как организованного хаоса на деле оправдала себя. Три комнаты и обычные функционально насыщенные узлы вроде кухни, ванной и прихожей подчинены общей архитектурной идее - сделать объект по мерке конкретного человека. Пилоны, расставленные, казалось бы, произвольно, на самом деле с достоинством бывалых солдат выполняют каждый свою задачу: один прикрывает вход в ванную, подпирая бетонным плечом легкий полупрозрачный витраж, другой мощным бруствером отделяет от прихожей кухню. Каждый столкнувшийся на собственном опыте с тяжелым процессом меблировки, удивится как мало мебели в этой квартире. Дело в том, что вопрос "куда гостям девать шпаги и шляпы?" решался еще на стадии проектирования. В конце концов оказалось, что к встроенным композициям надо докупить считанные предметы мебели. Надо сказать, что все в этой квартире смотрится монументально - и удивительные бетонные стены, и импровизированная барная стойка, и паркетная доска на полу. Но вышесказанное вовсе не значит, что объект этот выступает в разряде тяжеловесов. Волны света и чистого воздуха, омывающие пилоны-волнорезы, вовлекают вошедшего в водоворот предметов. Светлый оттенок мягкой мебели и потолка нивелирует серую фактуру стен и темный шоколад дерева, придавая интерьеру еще большую пикантность. Двери матового стекла, прозрачные полки и стол, как и блестящие стальные элементы, наделяют пространство многозначностью. Отражения "перемигиваются" друг с другом, и не всегда знаешь наверняка, где находится спрятанная подстветка. К слову, светильники в этой квартире настолько хороши, что ставят не просто точку, а сияющий восклицательный знак после определения "стильно", как нельзя лучше подходящего к этой квартире.