Пленительный облик летнего сада

Роскошный сад, в котором почти неразличима грань между созданиями природы и творениями рук человеческих.

Дата публикации 01.12.2001

Репортаж: Филипп Сахаров

Материалы: - (c) Philippe Saharoff

Журнал: N6 (40) 2000

Несколько веков назад арабский поэт, пораженный красотой садов Альгамбры, со свойственным восточной поэзии мастерством написал такие строки: "Здесь соединено все прекрасное, и звезды на небосводе получают от него свой свет". Эти слова справедливы для каждого человека, влюбленного в свой сад, созданный с любовью и терпением, ведь он по-своему "соединяет все прекрасное"... ...В ясную погоду уже издали виден простой и немного суровый старинный замок с редкими окошками в толще глухих каменных стен. Единственное украшение фасада, напоминающего о скупом на архитектурные излишества раннем Средневековье, - оплетающий мощную кладку разросшийся плющ, сразу привлекающий внимание к роскошной зелени разбитого возле замка сада. Глядя на живописно разбросанные вокруг "каменного гиганта" кусты и деревья, невольно начинаешь думать, что дом - творение человеческих рук - с годами просто врос в наполненный тишиной, туманами и скупым нормандским солнцем пейзаж. Это впечатление не нарушает и пристроенный к замку павильон-оранжерея, сквозь прозрачные стеклянные стены которого видны раскрытые зонтики пальмовых листьев и переплетения тропических лиан, ощетинившиеся иглами кактусы и зеленое кружево нежных побегов папоротника. В умиротворяющем покое неподвижной листвы забывается повседневная суета, уступая место неспешному созерцанию жизни природы - за оранжереей открывается чудесный вид на обнесенный невысокой изгородью цветущий сад. Под россыпью ярко-розовых и пурпурных цветов на фруктовых деревьях еще наряднее выглядит партер с алыми и желтыми тюльпанами, среди которых возвышается покрытая патиной времени большая каменная ваза. Украшенная медальонами с полустертыми изображениями, она по-прежнему благородно и изящно "несет" свою вечную прекрасную ношу - цветы. Исконная любовь южан к ароматам проявляется в удивительном разнообразии выращиваемых цветов и растений. Прогуляться по саду - значит окунуться в ароматы жасмина, роз, в легкий и одновременно пьянящий запах цветущих апельсиновых и лимонных деревьев. А в праздничный вечер их дополняют душистые ноты превосходного французского вина и тающего воска свечей. Цветы буквально обступили замок со всех сторон - они не только в цветниках, но и в огромных глиняных вазах с лепными цветочными же гирляндами, или в "крепких" деревенских горшках, стенки которых, кажется, хранят тепло южного солнца. Как ни удивительно, но даже в неровностях и шероховатостях терракоты сквозит та аристократическая роскошь старой Европы, идеалы которой и по сей день не утратили своей привлекательности. Что же говорить о тонко профилированной мраморной столешнице или об изумительном фарфоровом сервизе, своим матовым сиянием и белизной соперничающем с лепестками стоящих на столе ландышей. Кстати, то, что лесные цветы появились на изысканно сервированном столе, кажется в этом саду абсолютно естественным. Грань между созданиями природы и творениями человеческих рук почти неразличима: на фоне бескрайних лугов с шелковистой нежно-зеленой травой и дом, и плодовые деревья, и фигурно подстриженные "шары" и "пирамидки" самшита неуловимо напоминают фантастические скульптуры. Впрочем, вернемся в оранжерею - пленительный уголок, где воздух напоен негой и покоем. Даже садовая мебель - кованые стулья и деревянные скамейки - призвана дарить наслаждение жизнью: обтянутые изысканной тканью и украшенные бахромой пухлые подушки словно навевают тихие, безмятежные сны. В сгущающихся сумерках одни уголки погружаются во мрак, другие  - озаряются таинственным светом прятавшихся днем в листве свечей в бронзовых подсвечниках. На белоснежной скатерти в предвкушении романтического ужина замерли цветные стеклянные бокалы, отражая слабое серебряное мерцание столовых приборов. Неподалеку от оранжереи, возле миниатюрного бассейна, среди терракотовых ваз и "старинных" фонарей важно расположился бдительный страж хозяйского покоя - искуссно вырезанный из дерева пышногривый лев. Едва слышный шелест листьев в вечернем саду и тихое шуршание срываемых легким ветерком цветочных лепестков, назойливое стрекотание цикад и слабое журчание воды сливаются в ритмичную убаюкивающую мелодию душевной гармонии, в которой и "соединяется все прекрасное"...