По обе стороны зеркала
Варианты декорирования интерьера зеркалами, а также дизайнерские новинки от фирм Casamilano, Halifax, Tonelli, BRF, EmmeBi, Fiam, Reflex, Sica, Glas, Porada, Livi'tот Casamilano, Halifax, Tonelli, BRF, EmmeBi, Fiam, Reflex, Sica, Glas, Porada, Livi't
Зеркало обладает особой притягательностью и немалой энергией. Зеркало - окно в потусторонний мир, перед ним гадают и ворожат. Теоретики фэн-шуй не рекомендуют, чтобы зеркало "видело" человека спящим. И наоборот, считается суперэротичным, когда оно удваивает ложе любви. Поди разберись, кто прав... Одно несомненно: человеку всегда будет интересно рассматривать себя, заглядывать себе в глаза. Это любопытство столь же изначально, как и древняя мудрость "познай самого себя"
Зеркало - это активная форма. Она может определять композицию, задавать жанр живой картины. Скажем, большое вытянутое в длину зеркало, висящее в гостиной, - это динамичный, даже кинематографичный портрет в интерьере. В нем, как в медленном эпизоде, проплывает герой с нежным внимательным взором, повернув голову анфас. В это время на заднем плане разыгрывается параллельный сюжет бессознательной жизни...
И наоборот, большое вертикальное зеркало - канонический парадный портрет, очень статичный и представительный. Герой застывает в выгодной позе на продолжительное время (пока не налюбуется).
Соединение статики и динамики с фактической раскадровкой - манера размещать рядом два, а то и три крупных вертикальных или квадратных зеркала. Такой вариант декорирования интерьера предлагают CASAMILANO и HALIFAX. Но не только они, ведь этот прием сейчас весьма популярен.
Возможно, он происходит от раскрашенных тиражированных портретов Мерлин Монро. Ведь открытие Энди Уорхола отлично прижилось в рекламе, клипмейкерстве, живописи и скульптуре. Одно и то же, повторенное сотни раз, действует как массированная атака. И почему-то оно не скучно - простое повторение - напротив, завораживает. А может, Энди предвосхитил клонирование? Впрочем, у этого приема есть и другой контекст - религиозный. Йог впадает в транс, бесчисленно повторяя священное слово. Ну вот, мы и заблудились в отражениях.
Однако вернемся к самим зеркалам. Ныне весьма популярна еще одна вариация на тему повторения - фрагментарность. В нашей культуре разбитое и треснувшее стекло имеет только отрицательной смысл. От него нужно как можно быстрее избавляться. Искажение лика вызывает страх. У европейцев, похоже, нет такой негативной определенности. Например, новинка от TONELLI - квадратное зеркало, состоящее из маленьких кругов, которые размещаются на некотором расстоянии друг от друга.
А модель Biancaneve от BRF образована из крупных удлиненных фрагментов и маленьких круглых, объединенных рамой. Колдуют дизайнеры и с плоскостью отражающей поверхности: всячески ее расчерчивают, разрисовывают (например, модель Spira фирмы TONELLI). И уже не стремятся дать точное, фотографическое изображение, а стараются принять участие в создании образа (главный автор - вы сами). Заметим, тот же путь прошла и фотография. Вначале ее противопоставляли искусству, низводя до копирования действительности. Теперь она сама стала искусством. С этой же целью "искажения" реальности зеркала состаривают, придают им цветность, используют "доисторические" материалы типа листового металла. Помимо того, что металл не дает четкого отражения, для пущего эффекта его еще и гнут. Но это "для тех, кто понимает"...
Еще одна влиятельная тенденция в дизайне зеркал - багет нынче не в ходу. Модно отсутствие оного (модель Riflessi фирмы HALIFAX), либо скромные, незамысловатые, но изысканные рамы.
Словно авторам хочется оставить человека наедине с самим собой, ничем не отвлекая его от самосозерцания. Развитая индивидуальность, уважительное достоинство, жизненная активность - таким представляет себя современный человек. И он хочет смотреть на вещи просто и открыто. Кстати, в дизайне зеркал опрощение доведено до предела. Их даже не вешают, а ставят на пол, прислонив к стене.
Распространен тип зеркал, у которых рама составляет единое целое с отражающей поверхностью, просто стекло иначе обработано, скажем, пескоструйным методом или методом шелкографии. Особый образец в этом ряду - модель Caadre Филиппа Старка. Почерк маэстро узнаваем: он любит делать идею вещи очевидной, доводя ее до абсурда. Зеркало Caadre находится в кадре самого себя, т. е. выступающая рамка у него зеркальная. Соответственно, она искажает отражение. Мораль сей басни такова: пребывая наедине с самим собой, всей правды не узнаешь, но есть опасность искаженья. Человек, оказываясь перед зеркалом, всегда погружается в мысли о себе.
И тут вещь подталкивает его к размышлениям в нужном направлении. Возможно, именно это отношение к предметам как небезразличным, дружественным делает Старка одним из наиболее ярких звезд дизайна. Ведь это он, создавший столько эмблематичных образов, говорит, что в дизайне важна доброта, а не красота. Возможно, основание этого принципа тоже скрывается в глубинах зеркал. (В юности Филипп был скромным, некрасивым, и девушки его не любили, что он глубоко переживал.)
И наконец, поговорим о зеркалах необычной формы.
В свое время фурор произвела модель Карло де Молино в виде торса Венеры Милосской (ZANOTTA). Вписаться в божественные очертания - что может быть прекраснее! И не сомневайтесь - это зеркало никогда не отойдет в прошлое. Нет, нет да и увидишь в свежеотстроенном интерьере знакомый силуэт.
Обращение к реальным образам, и особенно имитация природы, - весьма влиятельная тенденция, распространяющаяся также на дизайн зеркал. И здесь каждый волен выбирать то, что кажется наиболее дружественным его душе. Скажем, мне знаком человек, который обожает свиней, коллекционирует их во всех видах, кроме натурального. Доведись мне увидеть зеркало с пятачком, я непременно его куплю, дабы осчастливить этого человека.
Способность зеркала отражать сгущает вокруг него множество значений: чуть копни, и они вылетают шумным роем. Но мы убедились, что не только его поверхность, но и сам предмет отражает немало смыслов: культурные традиции и предрассудки, наше отношение к вещам и самим себе. Словно мы незаметно вошли в зеркало, да так там и остались.