По оригинальному сценарию

Старинная квартира, видевшая не одну смену эпох. Каким мог бы быть сегодня её интерьер? Ответом на этот вопрос служит новый проект московских архитекторов Олега Клодта и Анны Агаповой

Дата публикации 20.01.2015

Фото: Михаил Степанов

Интервью подготовила: Александра Терентьева

Автор проекта: Олег Клодт
Анна Агапова

Журнал: N2 (201) 2015

Старинная квартира, видевшая не одну смену эпох. Каким мог бы быть сегодня её интерьер? Ответом на этот вопрос служит новый проект московских архитекторов Олега Клодта и Анны Агаповой

Автор проекта Олег Клодт: «Филёнчатые стены, гипсовые карнизы, состаренный дубовый пол—все эти элементы создают ощущение старинной квартиры. При этом монохромное цветовое решение и актуальный дизайн предметов мебели и светильников, подобранных Анной, чётко дают понять, что этот интерьер принадлежит нашему времени»

Олег, Вы не раз говорили о том, что Ваши работы вне рамок какого-либо стиля. Справедливо ли это утверждение в случае интерьера этой квартиры? Олег Клодт: В полной мере. Когда речь идёт об интерьере сегодня, в XXI веке, по сути, это всегда разговор об эклектике. И заключать этот проект (как и подавляющее большинство работ современных авторов) в строгие стилевые рамки совершенно не требуется. Кроме того, перед нами не стояло задачи сделать «интерьер в стиле», нужно было создать жилое пространство с историей. Как будто это старая квартира, куда каждое поколение хозяев привносило что-то своё, со вкусом сочетая старинные и современные предметы. Так появилась идея наделить пространство элементами из классического арсенала: по нашим эскизам были разработаны порталы, лепные карнизы и молдинги, а полы были выложены состаренной дубовой доской.

SALON: В чём отличие этого проекта от других работ Вашего бюро? —Все проекты, над которыми мы работаем, очень разные по характеру. Если взять те из них, что выполнены в аналогичной манере, то эту квартиру можно назвать самой традиционной. Хозяйка родом из Санкт–Петербурга, поэтому в интерьере должна была читаться атмосфера старой петербургской квартиры. Это настроение мы и стремились передать, но, конечно, в обновлённом, современном варианте. Ещё одна её особенность—это колористическое решение. Цветовая палитра здесь практически монохромная: белые стены, тёмные полы и гамма серых оттенков в текстиле. Заказчики планировали разместить в квартире коллекцию живописи XIX века. Все полотна заключены в классические резные рамы с позолотой. Должен сказать, что до этого проекта я был категоричен по отношению к золоту и использовал только металл холодных оттенков: никель, серебро. Сейчас же фурнитура из бронзы, латуни и неяркого золота часто появляется в моих работах. Интерьер квартиры «звучит» именно благодаря аккуратным вкраплениям золота: без него монохромная композиция со строгой, лаконичной мебелью была бы монотонной. Ещё одним исключением стал сложный лепной карниз для главной ванной. Он появился здесь, чтобы в очередной раз подчеркнуть: история этой квартиры тянется не одно столетие.

S: Как организовано пространство? —Мы выделили три основных блока: общественную зону, детскую и апартаменты хозяев. Здесь удалось применить моё любимое композиционное решение: спальню хозяев и ванную комнату разделяет гардеробная. Это удобно и по логистике внутри квартиры, и с точки зрения звуковой изоляции. Организация же общественной зоны отличается от большинства других моих проектов. Ей отведён центральный объём правильной прямоугольной формы, в котором оборудованы гостиная, столовая и кухня. Я, в принципе, не люблю присутствие кухни в жилом пространстве. Кухня—вещь сугубо утилитарная, техническая, и главная её задача—быть удобной и максимально незаметной. Здесь же кухню пришлось включить в общий объём, чтобы не дробить его перегородками и не потерять ощущение воздуха. Поэтому фасады шкафов и острова выполнены в белом цвете и сливаются со стенами. Внимание сконцентрировано на эффектном фартуке из мраморных слэбов, который играет роль декоративного панно. Кроме того, тёплый оттенок мрамора поддерживает тон позолоченных рам.

S: Есть ли в этом интерьере предметы мебели и аксессуары, созданные по Вашему дизайну? —Для ванной комнаты было создано подстолье под раковины из мрамора и металла. Так складывается, что в каждом проекте именно этот элемент интерьера выполняется по моему дизайну, и эта квартира исключением не стала. А в пространство общественной зоны вписалась лаконичная люстра из металлических направляющих, её мы разместили над кухонным островом. Кроме того, практически все встроенные элементы—двери, шкафы, гардеробная, порталы—сделаны по моим эскизам.